Яндекс.Метрика

Журнал «Практический маркетинг» №9, 2018

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 9 (259) 2018

 

 

Стр. 3 – 17

 

Рынок труда в сетевой экономике: маркетинговый подход

 

Калужский Михаил Леонидович,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами», Омский государственный технический университет;

 

Распространение облачных технологий вызвало глубокие структурные изменения на рынке труда. В результате началась институциональная трансформация рыночных отношений, которая продолжается до сих пор. Традиционный рынок труда постепенно уступает место сетевому рынку труда, основанному на горизонтальной интеграции, децентрализации и делегировании полномочий. Это порождает новые формы и виды трудовых отношений, меняет тенденции и закономерности их развития. Движущей силой институциональных изменений становится сокращение издержек и распространения новых методов организации труда. Вместо двух основных участников трудовых контрактов – работодателя и работника, на сетевом рынке труда действуют три участника – заказчик, исполнитель и посредник. Особое значение в этих условиях приобретают методологические вопросы формирования маркетинговой концепции сетевого рынка труда, основанной на анализе институционального поведения его участников. В статье предложена классификация структуры и инфраструктуры сетевого рынка труда, определены методологические основания оценки и прогнозирования дальнейших институциональных изменений.

 

Ключевые слова: рынок труда; виртуальный рынок труда; сетевой рынок труда; спрос на труд; предложение труда; логистический провайдинг; лизинг персонала; заемный труд; сетевая занятость; нестандартная занятость.

 

 

Стр. 18 – 25

 

Направления развития инновационных бизнес-технологий в торгово-технологических системах

 

Красюк Ирина Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора по НИР Высшей торгово-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

 

Медведева Юлия Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и инженерная экономика», Донской государственный технический университет;

 

В статье представлен авторский взгляд на проблему инновационного развития торговых предприятий, функционирование которых рассматривается с позиции системного подхода. Предложен общий вид торгово-технологической системы, определены принципы ее инновационного развития: оптимизация путей доставки товара; оснащенность материально-технической базой в соответствии с требованиями новой экономики; оптимальное использование средств доставки товара; совершенствование технологической цепи товародвижения; применение инновационного торгово-технологического оборудования взамен ручного труда, ориентация на потребителя; интеграция с производителями и посредниками; эффективная дистрибуция; бенч-маркинг торговых технологий.

Определено содержание дефиниции «торговая инновация», под которой понимается изменение, достигаемое в результате использования научных достижений, исследований и разработок, реализуемых в целях совершенствования основной и дополнительной торговой услуги, а также экономических и социальных отношений в сфере товарного обращения. Рассмотрено экономическое содержание категории «инновационные бизнес-технологии в торговле», определены возможные направления их развития: информатизация, кастомизация, сетевизация. Доказано, что переход экономики к информационной фазе развития существенно влияет на трансформацию концептуальной направленности предпринимательства, которое приобретает информационный вектор развития и базируется на сетевом взаимодействии. Информационное направление развития бизнес технологий в торговле актуализирует вопросы коммерциализации торговых инноваций, предполагающих трансформацию покупательского поведения, в результате создаются условия для формирования бимодальной ИТ-архитектуры торговли.

 

Ключевые слова: торговая инновация; торгово-технологическая система; принципы инновационного развития; инновационные бизнес-технологии; информатизация; кастомизация; сетевизация.

 

 

Стр. 26 – 31

 

Факторы выбора конкурентной стратегии торгового предприятия

 

Сандракова Ирина Валерьевна,

кандидат технических наук, доцент, декан факультета заочного обучения, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;

 

Юшкова Людмила Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и маркетинга ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет; г. Красноярск,

 

В статье определены факторы выбора конкурентной стратегии кемеровской региональной торговой сети «Бегемот». Сравнительный анализ прямых конкурентов предприятия показал, что содержание элементов торговли-микс конкурирующих предприятий, таких как форма обслуживания, место расположения, ассортимент, наличие СТМ, практически не отличается. Анализ конкурентных стратегий позволил сделать вывод, что достижение конкурентного преимущества обеспечивается анализируемыми компаниями в результате реализации такой базовой стратегии, как  стратегия  лидерства  по затратам (агрессивное достижение наименьших затрат).

Проведенные исследования выявили высокую угрозу для кемеровских торговых предприятий  со стороны  новых участников рынка, следовательно, для выживания на рынке необходимо повышать входные рыночные барьеры. Основными входными барьерами являются лояльность покупателей к уже действующим на рынке торговым предприятиям, долгосрочные отношения с поставщиками, инновации в области предлагаемых товаров и сервиса.

Исследования торговых предприятий г. Кемерово показали, что конкурентные стратегии практически всех магазинов, входящих в сети, построена на минимизации цен, следовательно, конкурировать ценой становится невозможным. Потому «Система универсамов «Бегемот» должна отрабатывать потребности покупателей в своем районе, представить своему покупателю уникальное предложение, что позволит торговому предприятию сохранить, а в дальнейшем увеличить долю рынка.

 

Ключевые слова: конкурентные стратегии; торговля-микс; факторы выбора конкурентной стратегии; оценка интенсивности конкуренции; оценка рыночной силы покупателей и поставщиков.

 

 

Стр. 32 – 40

 

Направления развития социальной инфраструктуры университета (на примере ДВФУ)

 

Троценко Анастасия Николаевна,

старший преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ);

 

В статье представлена трехуровневая модель социальной инфраструктуры университета, учитывающая интересы всех групп обучающихся и научно-педагогических работников (НПР), определены ее основные, необходимые и дополнительные элементы. Были построены карты Needs&Gaps, на которых показано восприятие основными стейкхолдерами уровня развития всех элементов социальной инфраструктуры университета. Это позволило определить основные и вторичные конкурентные преимущества ДВФУ относительно элементов социальной инфраструктуры для каждой группы обучающихся и НПР, определить недостатки и «узкие» места, требующие мероприятий по их совершенствованию. Была определена необходимость в осуществлении корректирующих мероприятий в зависимости от расположения показателей элементов социальной инфраструктуры университета в определенной зоне квадранта карты восприятия Needs&Gaps с целью создания и поддержания конкурентных преимуществ.

 

Ключевые слова: социальная инфраструктура университета; элементы социальной инфраструктуры университета; трехуровневая модель социальной инфраструктуры университета; карта восприятия Needs&Gaps.

 

 

 

==============================================

 

 

 

Рр. 3 – 17

 

Labor Market in the Networked Economy: Marketing Approach

 

Kaluzhsky Mikhail Leonidovich,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Economics and Management Faculty, Omsk State Technical University;

 

The spread of cloud technologies has caused profound structural changes in the labor market. As a result, the institutional transformation of market relations began, which continues to this day.  The traditional labor market is gradually giving way to a networked labor market based on horizontal integration, decentralization and delegation of authority.  This generates new forms and types of labor relations, changes the trends and patterns of their development.  The driving force behind institutional changes is the reduction of costs and the spread of new methods of organizing labor. Instead of two main participants of labor contracts – the employer and the employee, three participants – the customer, the executor and the intermediary – operate on the network labor market.  Of particular importance in these conditions are the methodological issues of the marketing concept of the network labor market, based on the analysis of the institutional behavior of its participants.  The article proposes a classification of the structure and infrastructure of the network labor market, defines the methodological grounds for assessing and forecasting further institutional changes.

 

Keywords: labor market; virtual labor market; network labor market; demand for labor; labor supply; logistics provider; staff leasing; debt work; network employment; non-standard employment.

 

 

Рр. 18 – 25

 

Directions of Innovative Business Technologies Development in Trading-technological Systems

 

Krasyuk Irina Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for scientific work, Higher Economic and Commercial Schools of the Industrial Management, Economics and Commerce Institute, Peter the Great Polytechnic University; Saint-Petersburg,

Medvedeva Yulia Yuryevna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department Marketing and Engineering Economy, Don State Technological University; Rostov-on-Don,

 

The paper presents the author’s view on the problem of innovative development of trade enterprises, the functioning of which is considered from the perspective of a systematic approach. The general view of trade and technological system is offered, the principles of its innovative development are defined: optimization of ways of delivery of goods; technical equipment of material and technical base according to requirements of new economy; optimum use of means of delivery of goods; improvement of a technological chain of commodity circulation;  application of innovative trade and technological equipment instead of manual labor, customer orientation; integration with manufacturers and intermediaries; effective distribution; benchmarking of trade technologies.

The content of the definition of «commercial innovation» is defined, which refers to the change achieved as a result of the use of scientific achievements, research and development, implemented to improve basic and additional trade services, as well as economic and social relations in the sphere of commodity circulation. The economic content of the category «innovative business technologies in trade» is considered, the possible directions of their development are determined by Informatization, customization, networking. It is proved that the transition of the economy to the information phase of development significantly affects the change in the conceptual orientation of entrepreneurship, which acquires an information vector of development and is based on network interaction. The information direction of development of business technologies in trade actualizes the issues of commercialization of trade innovations involving the transformation of consumer behavior, as a result, the conditions for the formation of bimodal IT-architecture of trade are created.

 

Keywords: trade innovation; trading-technological system; principles of innovative development; innovative business technologies; informatization; customization; networking.

 

 

Рр. 26 – 31

 

Factors in Choosing a Competitive Strategy for a Trading Enterprise

 

Sandrakova Irina Valeryevna,

Associate Professor, Dean of the Faculty of Distance Education, Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Economic University;

 

Yushkova Lyudmila Valeryevna,

Candidate in Economics, Associate Professor, Department of Trade and Marketing, Siberian Federal University; Krasnoyarsk,

 

The article defines the factors of the choice of the competitive strategy of the Kemerovo regional trading network «Behemoth». A comparative analysis of the company’s direct competitors showed that the content of trade-mix elements of competing enterprises, such as the form of service, location, assortment, the presence of its own brand, is practically the same. The analysis of competitive strategies led to the conclusion that the achievement of competitive advantage is provided by the companies under analysis as a result of the implementation of such a basic strategy as the strategy of cost leadership (aggressive achievement of least costs).

The conducted researches have revealed a high threat for the Kemerovo trade enterprises from the side of new market participants, therefore, to survive in the market it is necessary to increase the entrance market barriers. The main entrance barriers are customer loyalty to already existing trading companies, long-term relationships with suppliers, innovations in the field of offered goods and services.

Investigations of trading enterprises in Kemerovo showed that the competitive strategies of almost all stores in the networks are built on the minimization of prices, which means that it is impossible to compete of price. Therefore, the «Behemoth» system of supermarkets should fulfill the needs of customers in its area, present its buyer with a unique offer that will allow the trading company to retain, and subsequently increase the market share.

 

Keywords: competitive strategies; trade-mix; factors of choosing a competitive strategy; an estimation of intensity of a competition; evaluation of market power of buyers and suppliers.

 

 

Рр. 32 – 40

 

Development Directions of University’s Social Infrastructure (on the Example of Far Eastern Federal University)

 

Trotsenko Anastasiya Nikolaevna,

Senior Lecturer of Marketing, Commerce and Logistics Department, Far Eastern Federal University;

 

In this article we present the three-level model of university’s social infrastructure which considers interests of all groups of students and academic staff, define its basic, necessary and additional elements. Maps Needs&Gaps showing perception of all elements university’s social infrastructure development level by main stakeholders were built. This let us determine primary and secondary competitive advantages of Far Eastern Federal University in relation to university’s social infrastructure elements for each group of students and academic staff, detect disadvantages and bottlenecks requiring measures to improve them. The need for adjustment measures to create and maintain competitive advantages according to location of university’s social infrastructure elements indicators in a certain area of perception Needs&Gaps map quadrant was detected.

 

Keywords: university’s social infrastructure; university’s social infrastructure elements; three-level model of university’s social infrastructure; perception map Needs&Gaps.