Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Вуз в условиях поиска соглашения: рынок труда и рынок образовательных услуг

Л.В.Даниленко, Начальник управления маркетинга РГПУ им. А.И. Герцена

Статья опубликована в журнале «Персонал Микс»

Социально-экономические изменения, обусловленные переходом России к рыночным отношениям поставили высшее образование перед необходимостью количественного расширения и качественного улучшения подготовки специалистов для различных областей профессиональной деятельности.

Первым шагом на пути коммерциализации российского образования, сделанным большинством высших учебных заведений, стало вполне объяснимое и целесообразное, но до сих пор не понятое большинством потребителей (студентов), переименование профильных институтов в университеты. Этот необходимый шаг открыл вузам новые возможности для прорыва на рынок с его объективными законами равновесия спроса и предложения.

Сегодня с достаточным основанием можно говорить о том, что рынок образовательных услуг в крупных российских городах сложился. Подтверждением тому служит довольно чуткое реагирование большинства вузов на появление или изменение спроса, благодаря чему им удается удерживаться в числе «современных» вузов (категория „престижных“ определяется по другим признакам). Так, характеризуя ситуацию на рынке образовательных услуг Петербурга можно выделить следующие факторы:

  1. Сохранение популярности практически всех специальностей современного рынка труда (управленцы — 17%, финансисты — 12%, специалисты по рекламе, маркетингу, PR — 11%, бухгалтеры — 10%, инженерно-технические специалисты — 9% и т.д.);
  2. подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, в петербургских вузах (из 109 государственных и негосударственных вузов 20% ведут подготовку по специальности «менеджмент», 18% — имеют специальность „связи с общественностью“, 11% — „маркетинг“ и т.д.);
  3. ценовая ситуация ярко иллюстрирует зависимость стоимости обучения от потребительского интереса (средняя городская стоимость обучения по состоянию на ноябрь 2003 года по специальности «менеджмент» составляет за год 46410 руб., по специальности „связи с общественностью“ — 38560 руб., по специальности „маркетинг“ — 47305 руб., при этом значительное влияние на среднюю стоимость оказывает СПб государственный университет и СПб государственный университет экономики и финансов).

На сегодняшний день можно говорить о незначительном нарушении баланса между спросом и предложением на рынке образовательных услуг и рынке труда на специалистов в области менеджмента, о переизбытке специалистов по связям с общественностью и о дефиците специалистов по маркетингу.

Ситуацию на рынке труда в целом можно назвать стабильной. И работодатели, и кандидаты адаптировались к новым экономическим отношениям и проявляют друг к другу взаимный интерес, все чаще строящийся на принципе «ответственности перед и за». К числу положительных тенденций качественного оздоровления рынка труда следует отнести предпочтение со стороны работодателей соискателям с профильным образованием, хотя обязательными требованиями остаются опыт работы и знание иностранных языков.

Неблагоприятной ситуацией для молодых специалистов, но благоприятной для основного работающего населения, можно считать изменение возрастных границ предпочтений работодателей — 56% из них хотят видеть сотрудником своей организации человека 25 — 35 лет, 22% — 35 — 40 лет и 12% — старше 40 лет.

Если обратиться к спросу на специалистов по маркетингу, то можно констатировать значительное влияние на него географического фактора и фактора развитости производственно-экономической инфраструктуры, которая особенно развита в регионах с высокой производственной и финансовой концентрацией. Это Центральный, Северо-западный и Приволжский регионы. Наибольший спрос на специалистов по маркетингу предъявляют предприятия и организации Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга. Что касается таких регионов, как Сибирь и Дальний Восток, то здесь потребность в специалистах по этому направлению, хотя и имеет тенденцию к медленному росту, остается незначительной. В Петербурге спрос на специалистов в области маркетинга является очень высоким. Здесь ежемесячно появляется 40-50 и более новых вакансий, связанных с маркетингом (маркетолог, директор по маркетингу, начальник отдела маркетинга, исследователь рынка и др.).

Особенность сегодняшней экономической ситуации в том, что восстановление промышленного и образовательного потенциалов России и обновление образования могут и должны решаться совместно, при объединении возможностей, потенциала и ресурсов сфер экономики и вузов региона. По пути возобновления утерянного взаимодействия сделал первый шаг Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), выбрав в качестве средства восстановления сети своих стратегических партнеров договор стратегического партнерства с предприятиями профильных отраслей.

Двусторонние договорные отношения предусматривают: составление долгосрочных программ подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив развития отрасли и предприятия; целевую составляющую подготовки студентов, реализуемую совместно сотрудниками вуза и предприятия; создание базы для проведения технологической практики студентов и дипломников; создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий; организацию совместных структур для координации сотрудничества, в том числе кафедр с новой функциональной нагрузкой и организационной экономической моделью; и другое.

По мнению авторов проекта, у многопрофильных вузов, осуществляющих подготовку специалистов для нескольких отраслей промышленности и сфер деятельности и расположенных в крупных промышленных центрах, выбор стратегических партнеров должен базироваться на основных (приоритетных для вуза) научно-образовательных направлениях.

Основой достижения соглашения между рынком труда и рынком образовательных услуг, основным стимулом формирования партнерских отношений является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.

К сожалению, в стране пока отсутствует механизм координации системы подготовки кадров, хотя технология его создания уже прорабатывается. Службы занятости и рекрутинговые агентства продолжают ощущать несоответствие спроса и предложения на рынке труда; высшие учебные заведения, в большинстве своем по-прежнему, ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в кадрах на рынке труда.

Речь идет о необходимости использования системного подхода с учетом стратегии экономического развития страны, каждого конкретного региона и города.

К реальным направлениям, уже сегодня имеющим место во многих вузах можно отнести, например, выполнение научно-практических работ по заказам предприятий.

Хорошие результаты по данным зарубежного опыта (Япония, Скандинавия) дает выполнение вузом научно-практических работ по заказу предприятий. Компания финансирует в целом или по отдельным статьям расходы, а университет обеспечивает исследовательские работы не только силами научных сотрудников и преподавателей, но привлекает для этой работы и студентов и аспирантов, что в будущем открывает перед ними реальные возможности целевого трудоустройства. Например в РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра органической химии выиграла грант Министерства Науки на научную разработку создания лекарственного препарата, и в настоящее время ведет совместную работу по этому проекту с ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие) Российский научный центр «Прикладная химия»; кафедры живописи и рисунка факультета изобразительных искусств взаимодействуют с издательствами при выполнении заказов по дизайну и иллюстрированию изданий.

Сотрудничество в сфере обучения руководителей, топ-менеджеров и сотрудников предприятий становится нормой в системе взаимоотношений вузов и предприятий. Поскольку руководство и сотрудники компаний в большинстве своем осознают необходимость постоянного повышения квалификации, университеты предлагают им обучение на курсах повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре. Можно наблюдать явную активизацию интереса к получению научной степени среди представителей бизнес-кругов Санкт-Петербурга. Это становится элементом имиджа личности руководителя.

Оправдывает себя практика проведения семинаров и других краткосрочных обучающих мероприятий для персонала предприятий, консультирование руководителей специалистами в области теории, поскольку большинство пришедших в бизнес из практики ощущают необходимость соотнесения своего опыта с мировой практикой и теорией вопроса. Со своей стороны университеты приглашают руководителей и топ-менеджеров компаний для чтения практических курсов для студентов. Например, в университете им. Герцена уже несколько лет работает «Клуб профессионалов», который проводит регулярные встречи студентов, обучающихся по таким специальностям, как связи с общественностью, реклама, маркетинг, менеджмент, юриспруденция и другие востребованные на рынке труда, с успешными предпринимателями и публичными людьми.

Интересным направлением по работе со студентами еще в процессе их обучения в вузе может быть создание специальных обучающих центров. В них создаются рабочие места, имитирующие деятельность на реальных предприятиях.

Цель подобной практики – получение профессиональных навыков и опыта по профилю своего образования и закрепление их в работе.

Совместная работа по трудоустройству выпускников и студентов вузов получила поддержку Министерства образования в форме решений «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» и „О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования“.

Масштаб и направления сотрудничества между вузами и предприятиями могут быть разнообразными. Помощниками и посредниками здесь выступают рекрутинговые агентства и службы занятости.

Наиболее ярким примером такой деятельности в Петербурге является Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, на базе которого работает межвузовская «Городская студенческая биржа труда и обучения», поддерживаемая городской администрацией и московскими программами.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены