Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Вторая волна» как «Домоклов меч»

«Вторая волна» как „Домоклов меч“

ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

Лучше ужасный конец, чем ужас без конца
Карл Маркс

Ожидание «второй волны» кризиса постепенно становится навязчивой идеей среди части аналитиков и экономических обозревателей. Сначала пресловутая волна была назначена на весну 2009-го. И многие были уверены, что проблемы в спешном порядке „залитые“ массированными государственными денежными вливаниями в экономику в конце 2008-го обязательно напомнят о себе самым жестоким образом не позднее марта 2009-го. Но, — пронесло. И тут же „малый Апокалипсис“ был перенесен на осень. И вновь – „осечка“. Сроки передвинули на весну 2010-го. Вот и лето пришло, а „волны“ все нет. Теперь нас снова пугают осенью и пресловутой „второй волной“. И добро бы, если бы обсуждение экономических „страшилок“ было локализовано деловыми и общественно – политическими средствами массовой информации. Так ведь нет. Похоже, что „чемоданные настроения“ охватили и часть представителей бизнеса. Причем, весьма не малую. А это уже очень опасно. Потому как „идея, овладевшая массой…“ предпринимателей может развиваться по сценарию само- сбывающегося пророчества. Если, те, кому по роду деятельности положено принимать управленческие решения, находить и воплощать новые бизнес-идеи, создавать рабочие места, открывать новые рынки и находить зоны прибыли будут дружно ожидать пришествия „второй волны“, тут она непременно и нахлынет.

Конечно, ситуация в отечественном экономическом хозяйстве далека от идиллии. Накоплено множество застарелых нерешенных проблем. Это касается и глобальных вопросов, связанных со структурой отечественного хозяйства, которую уже, пожалуй, можно назвать архаичной. И локальных тем, вроде пресловутого качества кредитных портфелей российских банков. И, конечно, со всеми этими проблемами надо работать. Государству – «сверху», через регулирование, стимулирование, где-то – послабление, где-то – ужесточение. Бизнес- сообществу – „снизу“, через инвестиции и производство в самом широком понимании этого термина: товаров, услуг, информации, Благ.

Конечно, печальный опыт осени 2008-го года научил (тех, кто способен хоть чему-то научиться), что отнюдь не лишним иметь под рукой так называемый «План Б». На случай крайне неблагоприятного развития событий. Но „План Б“ — план антикризисных действий. У него крайне ограниченный срок годности. От трех до девяти месяцев. Нельзя по „Плану Б“ жить годами. Это превращается в тот самый „ужас без конца“, хуже которого ничего нет. Сейчас необходим „План А“. План среднесрочных действий в условиях относительной стабильности на финансовых рынках, средней (а по российским меркам – так и вовсе невысокой) инфляции, медленного номинального роста доходов населения и потребительских рынков. Массовая реализация „Плана А“ способна обеспечить несколько лет устойчивого экономического роста с темпом в 3-4% в год. Экономики Северной Америки и Западной Европы пока только мечтают о том, чтобы вернуться к таким темпам роста.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены