Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Всем выйти из ступора!

Всем выйти из ступора!

ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра». Вот уже более года многие российские бизнесмены и менеджеры живут и работают так, как будто приняли эту давнишнюю шутку как прямое руководство к действию. А вернее сказать – к бездействию. Если ничего не делать, то и ошибок не совершишь. Авось – само как-нибудь рассосется. Еще год назад такой подход к делу был понятен, и даже где-то оправдан. Прерванное осенью 2008-го года многолетнее экономическое ралли сменилось шоковым сокращением рынков, кредита, инвестиций, доходов, покупательной способности национальной валюты. Это потребовало быстрой реакции: сокращение персонала и заработной платы, оптимизация складских и офисных площадей, пересмотр условий сотрудничества с контрагентами. Все это было сделано к лету 2009-го. А тут и острая фаза кризиса завершилась. Появилась надежда на восстановление рынков. Пускай и не такое быстрое, как в докризисную двухлетку. Но вот, что примечательно – очень многие, кому вроде бы „по должности“ положено принимать управленческие решения, от этих решений стали воздерживаться. Надеясь, по-видимому, что восстановление и дальнейший рост произойдут сами собой, без их активного участия. Так не бывает.

Данные по макроэкономическим показателям за 1-й квартал текущего года свидетельствуют о том, что достигнуто неустойчивое равновесие. Спад прекратился. Об этом можно говорить уже достаточно уверенно. Но и роста нет. Мы не говорим сейчас об отдельных предприятиях и даже отраслях, которые могут испытывать более сильные колебания, связанные с конъюнктурой мирового рынка, сезонностью и прочими факторами. А – об экономике в целом. Это неустойчивое равновесие в любой момент (квартал) может смениться либо новым витком сокращения деловой активности (не таким сильным как в первом полугодии 2009-го года, но все же — очень болезненным) либо вожделенным переходом к устойчивому росту. Пускай не на 7-10% как в 2001-2007-м гг., а – на 3-5% в годовом выражении. Но, для этого нужны соответствующие решения, основанные на новых идеях роста. А вот с этим как раз проблемы. Идей «оптимизации» — навалом. Идей роста – дефицит. Одной из причин такого прискорбного положения дел на мой взгляд является то, что одними из первых и жестче всего под „оптимизацию“ попали мероприятия которые как раз призваны содействовать генерации и распространению идей развития: бизнес- конгрессы, конференции, семинары и прочие краткосрочные формы бизнес- образования.

Как известно – выход из безвыходного положения находится там же где и вход. Может пора выйти из ступора и хотя бы начать общаться с «братьями по несчастью»? А там, глядишь, — и идеи развития начнут появляться.

Березин Игорь