Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Все не так уж плохо - итоги 9-го ежегодного опроса Гильдии Маркетологов

Все не так уж плохо

ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

27 декабря Гильдия Маркетологов завершила очередной – девятый Ежегодный опрос «О развитии рынка маркетинговых услуг в России». В нем приняли участие 458 экспертов. Половина из них являются руководителями (или заместителями руководителей) компаний. Каждый пятый – руководитель службы или отдела маркетинга. 15% — специалисты отделов маркетинга, 5% — консультанты. Треть экспертов представляют крупные компании, треть – средние и еще треть – небольшие. Половина участников опроса – москвичи; вторая – представляет 30 крупных российских городов. Половина экспертов работает в сфере рекламы, маркетингового консалтинга и исследований рынка; вторая – в торговле (13%), производстве (19%) и сфере услуг (23%).

Лишь в 14% компаний, чьи представители участвовали в нашем опросе, нет подразделения маркетинга. И только в 7 компаниях (1,5%) отдел маркетинга был сокращен именно в связи с экономическим кризисом. У половины компаний отдел маркетинга небольшой – не превышает пяти человек. И лишь в одной из восьми компаний в данном подразделении трудится более 20 человек. Средний размер отдела маркетинга (по тем компаниям, в которых он есть) – 11 человек.

Вопреки расхожему представлению о том, что с началом экономического кризиса в России отделы и подразделения, отвечающие за маркетинг, попали под тотальное сокращение; около половины участников исследования заявили, что в их компаниях никаких изменений численного состава в 2009-м году не произошло. В каждой четвертой компании служба / отдел маркетинга даже пополнились новыми (дополнительными) сотрудниками, причем – в каждой восьмой компании пополнение было весьма значительным. И лишь в одной из пяти компаний имело место сокращение маркетингового персонала; в каждой десятой – значительное. При этом надо понимать, что при такой малочисленной маркетинговой службе прием или увольнение даже 2-3 сотрудников уже ведет к существенному изменению списочной численности персонала.

Что касается бюджета маркетинга, то по данному вопросу компании, участвовавшие в опросе, разделились на три практически равные группы. Треть компаний заявили, что маркетинговые бюджеты у них выросли по сравнению с 2008-м годом. Причем у каждой пятой из них (6% от общего количества компаний – участниц исследования) рост был весьма значительным – на 50% и более. Что значительно перекрывает показатели инфляции как в потребительском секторе, так и в промышленном. Треть компаний говорят, что бюджет маркетинга не изменился по сравнению с 2008-м годом. Что — в общем-то совсем и не плохо; в условиях экономического спада. И лишь представители одной из трех компаний, участвовавших в опросе заявили о сокращении маркетингового бюджета в 2009-м году. В каждой пятой из компаний этой группы (6% от общего количества компаний – участниц исследования) снижение было весьма значительным – в два-три раза, и более. В общем, на основании данных нашего исследования можно сделать осторожный вывод о том, что маркетинговые бюджеты компаний – участниц в 2009-м году остались примерно на уровне 2008-го года.

Ожидания на 2010-й год еще более оптимистичны. В более чем половине компаний ожидается рост маркетинговых бюджетов. В каждой девятой компании – значительный рост – на 50% и более. Треть компаний заявляют о сохранении объемов маркетинговых бюджетов на уровне 2009-го года. И лишь в 9% компаний маркетинговый бюджет в 2010-м году будет сокращен. И только у 1% ожидается значительное сокращение маркетингового бюджета – в два-три раза, и более. В общем на основании данных исследования можно сказать, что в целом по кругу компаний – участников исследования ожидается рост маркетинговых бюджетов в 2010-м году на 15-17% по сравнению с 2009-м годом.

Березин Игорь