Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

В рубль мы верим!

Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S (berezin@semperia.ru)
Президент Гильдии Маркетологов (www.marketologi.ru)
Член Совета Директоров исследовательского холдинга Romir (8-903-788-3343)

В январе 2009-го года исследовательский холдинг Ромир в ходе проведения очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов в какой валюте они держат свои сбережения и какую валюту считают наиболее надежной. В опросе приняли участие 1500 человек, проживающих во всех семи Федеральных округах, в городах различного размера и в сельской местности. 65% участников исследования работают. Половина состоит в браке. Четверть имеет несовершеннолетних детей. Доля мужчин в выборке составляет 45%. 25% опрошенных имеют высшее образование.

Почти половина участников опроса (45%) заявили, что у них нет свободных денежных средств. Надо заметить, что последние несколько лет этот показатель устойчиво держится на уровне 40-50%. А вот в начале десятилетия об отсутствии сбережений заявляли 65-75% участников аналогичных исследований. Т.е. мы можем сделать вывод о том, что пока экономический кризис еще не добрался до сбережений тех граждан, у которых они были. Этот вывод подтверждает и банковская статистика. За осень 2008-го граждане сняли со своих счетов менее 10% от общей хранившейся там суммы в 5,5 триллионов рублей. Часть средств, снятых с рублевых счетов, была переведена на валютные, часть «переложена» в банковские ячейки. А в декабре возобновился приток средств во вклады.

Об отсутствии сбережений говорят 50% жителей сельской местности и только 37% проживающих в городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек. Не имеют сбережений 53% граждан моложе 25 лет; и только 37% тех кому 35-44 года. Об отсутствии свободных средств говорят 52% граждан с низким уровнем дохода и 32% тех, у кого доход выше среднего.

45% респондентов доверили свои свободные средства российскому рублю. И это несмотря на то, что после пяти лет укрепления его курса по отношению к доллару США он за пять месяцев потерял весь прирост. А за последнюю неделю января «ослабел» еще на 10%.

Доля тех, кто держит свои свободные средства в рублях, наиболее высока в Южном федеральном округе – 54%. Среди граждан с низкими доходами в рублях держат свои сбережения 37%, с относительно высокими доходами – 47%.

6,5% россиян держат свои сбережения в долларах и 5,5% — в евро. У пожилых (старше 60 лет) и малообеспеченных граждан практически нет сбережений в долларах и евро. А вот среди тех у кого доходы выше среднего уровня 16% держат сбережения в долларах и 14% — в евро.

Из этой информации мы можем сделать вывод о том, что относительно небольшие суммы – «страховой запас» россияне держат преимущественно в рублях. Что бы не терять на курсовой разнице. А вот более серьезные средства, как им и советовали различные эксперты, делят между рублем, долларом и евро. Причем во вкладах преимущественно хранятся рубли. Еще прошлым летом почти 90% банковских вкладов (по суммарному объему) были рублевыми. А за осень доля рублевых вкладов сократилась только до 80% от общего объема. А в наличной форме предпочтение отдается долларам и евро.

Как это не парадоксально (напомним, что опрос проходил в январе, когда рубль стремительно терял позиции и по отношению к доллару, и по отношению к евро) большинство наших соотечественников продолжают считать именно рубль наиболее надежной валютой для сохранения своих сбережений. Так заявили 32% опрошенных. 19% «проголосовали» за евро и 11% — за доллар. 2% назвали другие валюты. Для остальных вопрос не актуален, или они затрудняются на него ответить.

На Урале 44% назвали рубль наиболее надежной валютой для хранения сбережений. В Сибири – только 19%. 40% горожан (100-500 тысяч жителей) и 29% жителей сельской местности. 43% граждан старше 60 лет и только 25% тех, кто моложе 25 лет. 35% граждан со средним уровнем дохода и 23% тех, у кого доходы вышесреднего уровня. В рубль (как надежное средство сбережений) верят 28% мужчин и 36% женщин.

«Поклонников» евро, как ни странно, больше всего на Дальнем Востоке (31%) и в городах „500-900 тысяч“ (27%), а меньше всего на Урале (9%). Среди граждан моложе 35 лет 25-30% считают евро наиболее надежной валютой для хранения сбережений, а среди тех, кому больше 60 лет – только 6%. 25% относительно обеспеченных граждан называют евро в качестве предпочтительной валюты для сбережений.

Доллар считают наиболее надежной валютой опять-таки на Дальнем Востоке (17%). А вот на Урале – только 5%. И в маленьких городах (до 100 тысяч жителей) доллар не жалуют. Там только 7,5% респондентов назвали его надежной валютой для сбережений. И с сомнением к нему относя представители старшего поколения (6%). Зато 19% тех, у кого доходы выше среднего уровня доверяют доллару. Против 9% у граждан со средним уровнем доходов.

Данные опроса позволяют сделать предположение о том, что в случае если Центральному Банку удастся прервать спекулятивную игру на дальнейшее понижение рубля, население поддержит разворот валютного рынка к небольшому укреплению курса рубля с дальнейшей относительной его стабилизацией.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены