Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Технология создания ассортиментной матрицы торгового подразделения

Статья опубликована в журнале «Маркетинг Pro»-2010 г.

Технология создания ассортиментной матрицы торгового подразделения.

В данной статье рассматривается один из важнейших инструментов, необходимых для реализации успешной ассортиментной политики – методика составления ассортиментной матрицы.

 В литературе отсутствует единое мнение по определению понятия ассортиментная матрица. С учетом накопленных представлений и опыта о процессах, связанных с управлением товарным ассортиментом, автором предлагается следующее определение понятия ассортиментной матрицы (АМ): «это документ, представляющий собой табличную форму, в котором по иерархическому принципу  (от категории до единицы учета товарного запаса) отражен ассортимент компании и содержится информация с определёнными характеристиками ассортимента в конкретный период времени».

 Созданием ассортиментной матрицы при традиционной схеме работ занимаются сотрудники отделов закупки, продаж, маркетинга, если же на предприятии налажена система категорийного менеджмента, то этим занимаются категорийные менеджеры.  

На практике существуют различные подходы к созданию таких матриц, однако публикации по этому все еще остаются редкостью. Каждая компания разрабатывает свои алгоритмы, которые впоследствии составляют ее конкурентное преимущество и коммерческую тайну.

Процедура формирования ассортиментной матрицы.

Не существует единого стандарта ни по составу, ни по структуре, для АМ. Состав и структура каждой зависит от многих факторов, в первую очередь от задач, решаемых с помощью этой матрицы, формата торгового подразделения, системы управления товарным ассортиментом и т.д.

Каждая матрица может быть модифицирована в соответствии с запросами конечных пользователей, а также с учетом основных факторов, влияющих на процесс формирования ассортимента: спрос, ценовая политика, производство товаров и возможности имеющихся поставщиков, стратегические цели и задачи компании, уровень конкуренции, жизненный цикл товара, достижения НТП, материально-техническая база предприятия, нормативные и технологические документы и т.д. 

Процедура формирования АМ, предложенная автором, представляет собой последовательную реализацию следующих стадий:

Рис. 1.1 Стадии формирования ассортиментной матрицы

Каждая стадия выполняет свои специфические функции, которые будут рассмотрены ниже.

Определение концепции и формата торгового подразделения; 

Данный документ является первичным при реализации целого ряда задач. В нашем случае, на основании этого документа, необходимо определить те товарные категории, которые потенциально могут входить в состав АМ, а также количество артикулов (наименований продукции). Например, АМ торгового подразделения занимающегося реализацией драгметаллов и торгового подразделения занимающегося реализацией продуктов питания будут однозначно содержать различные товарные категории и иметь разное количество артикулов. Точно также будут различны (в первую очередь по количеству артикулов) АМ торговых подразделений формата «гипермаркет» и формата „магазин у дома“, даже при условии, что торговые подразделения работают в одной области.

 

Определение целевого клиента/целевого сегмента;

Данное маркетинговое исследование должно дать понять на кого должен быть ориентирован ассортимент, кто является потенциальным покупателем, дать понять алгоритм принятия решения потребителем при выборе продукта. Исходя из этой информации определяется будет ли ассортимент отечественного или зарубежного производства, должны ли быть в ассортименте только последние модели товаров, товары с каким сочетанием показателей цена/качество должны доминировать в АМ, какой вспомогательный ассортимент товаров должен обязательно присутствовать и т.д.

 

Определение ценовых диапазонов;

Как правило, ассортимент можно разделить на три ценовых коридора: эконом, массмаркет, премиум. Разница между интервалами ценовых коридоров должна быть значима. Однако при делении ассортимента необходимо учитывать не только саму стоимость продукта, но также стоимость пуско-наладочных работ, стоимость дополнительных услуг и товаров, стоимость эксплуатации товара.

Итогом данной стадии должен стать документ, в котором будет указано в каких ценовых диапазонах работает торговое подразделение, а также соотношение этих диапазонов для каждой товарной категории. Например, для элитного бутика в целом это соотношение может составить 0/20/80 (эконом/масс/премиум), для гипермаркета, позиционирующего себя как «постоянно низкие цены» данное соотношение может быть 50/40/10.    

 

Формирование классификатора ассортимента;

В основе предлагаемой автором системы построения классификатора для ассортиментной матрицы лежит деление товарного ассортимента на товарные категории по функционально-потребительскому принципу (концепция категорийного менеджмента), хотя зависимости от целей управления могут применяться классификации соответствующие другим подходам к управлению товарным ассортиментом.

Названия категорий (а также всех других уровней классификации) должны давать потребителю полное представление об ассортименте на каждом уровне.

В общем случае структура каждой категории формируется в соответствии с номенклатурой свойств и показателей, существенных для данной категории товаров, как с точки зрения продавца, так и покупателя. Структура категории является картой принятия потребителем решения о покупке продукта.

Наиболее распространенными критериями формирования структуры являются «простота управления» (маршрутизация процесса, свойства продукции, компоновка товара, поставщики, условия реализации) и „логичность для потребителя“. Пример классификатора (структуры категории) представлен в самой АМ (табл.1.1).

 

Определение широты и глубины ассортимента по товарным категориям;

Широта ассортимента – это общее количество однородных и разнородных товаров предлагаемых торговым подразделением в определенном промежутке времени. Глубина ассортимента – это количество видов товаров с учетом всех особенностей внутри однородной или разнородной группы.

Вопросам определения ширины и глубины ассортимента посвящено множество исследований, а потому с подбором алгоритма трудностей возникнуть не должно. Главное что бы не возникло противоречий с вышеуказанными пунктами и была тесная связь со следующим пунктом.

 

Определение количества представленных брендов/поставщиков;

Принцип выбора брендов:

  • Брэнды должны быть разведены по ценовым коридорам.
  • Присутствие брендов-аналогов должно быть минимизировано.
  • Бренд/поставщик должен максимально полностью закрывать ассортиментную линейку в своем ценовом коридоре. Поставщик может закрывать линейку несколькими брендами.

Идеальный вариант – от одного до трех брендов в каждом из выбранных ценовых коридорах. При выборе бренда следует учитывать историю бренда на местном рынке.

  • существующие на рынке бренды: плюсы – известность бренда; высокая информированность клиента о бренде; минусы – высокая конкуренция.
  • новые бренды: плюсы – эксклюзивность; высокая прибыльность при грамотном позиционировании; минусы – необходимость в затратах на продвижение.

 

Определение/Задание роли товарным категориям/артикулам;

Роль – это определенное состояние товара относительно других позиций ассортимента, характеризующееся уровнем и характером спроса на него, ценою, известностью, функциями, возложенными на него продавцом. Присвоение товарам различных ролей есть ни что иное, как создание инструмента для формирования (на оперативном уровне) политики продвижения ассортимента и ценообразования в соответствии с ожиданиями клиентов. Товары, обладающие разными ролями требуют специальных маркетинговых подходов, методов и программ.

Более подробно данный раздел, так же основы концепции категорийного менеджмента были рассмотрены автором с статье «Категорийный менеджмент в качестве современного подхода к управлению товарным ассортиментом» опубликованной в пятом выпуске журнала „Менеджмент в России и за рубежом“ в 2006 году. 

 

Определение артикулов, которые будут входить в АМ;

Пожалуй, самый длительный этап т.к. необходимо на основании принципов установленных на предыдущих этапах сформировать ассортимент, состоящий в некоторых случаях из десятков тысяч артикулов. В системе категорийного управления, как уже отмечалось, этим занимаются категорийные менеджеры. Каждый менеджер в итоге составляет АМ своей категории, которые вместе составят АМ торгового подразделения (всей компании). 

Таблица 1.1

 Сокращенный вариант ассортиментной матрицы торгового подразделения

Ассортимент

Наименование артикула

Код внутренней классификации

Характеристика 1

Характеристика N

Единица измерения

Производитель / поставщик

Страна производства

Себестоимость

Цена продажи

Цена конкурента 1

Цена конкурента N

Наличие в торговом подразделении

Результаты ABC-анализа по выручке

Роль присвоенная товару

Экономический показатель 1 (н-р: маржа)

Экономический показатель 1 (н-р: оборачиваемость)

Категория 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подкатегория 1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Сегмент 1.1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Подсегмент 1.1.1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Артикул 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Артикул N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Сегмент 1.1.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подкатегория 1.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате данного шага получается матрица с заполненными значениями на пересечении строк и столбцов. В таблице 1.1 приведены далеко не все основные столбцы (показатели), которые должны присутствовать в АМ. Количество таких показателей может достигать шести и более десятков. Цель этой таблицы наглядно продемонстрировать примерную структуру АМ, взаимосвязь столбцов и строк. Изложить более подробно показатели/характеристики, которые, по мнению автора, должны присутствовать в АМ не представляется возможным при публикации в данном формате.

 

Присвоение артикулам всех необходимых значений в соответствии со структурой АМ;

Данная стадия подразумевает заполнение, по мере поступления информации, столбцов АМ оставшихся пустыми после предыдущего шага. По сути, в эту работу ведут все отделы/департаменты компании, принимающие участие в управлении товарным ассортиментом. Устанавливать цены и вести расчет экономических показателей должен департамент маркетинга, прописывать требования к товару и его характеристики могут как логисты, так и менеджеры категорий и т.д.

 

Анализ и оценка ассортимента;

 

К этому моменту предполагается наличие сформированной АМ и статистики за определенный период, что позволит проводить оценку эффективности ассортимента с т. зр. его соответствия принципам формирования ассортимента  (согласованность, рациональность, уникальность, технологичность, ценовой принцип, обновляемость, устойчивость ассортимента, комплектность), позволит проводить анализ экономических показателей и т.д.

Обновление АМ рекомендуется проводить раз в полгода (например, начало сезона, конец сезона и т.д.). Обновление заключается в выводе из АМ определенного количества артикулов, несоответствующих установленным в торговом подразделении нормативам и принципам и последующем вводе ряда артикулов. Работа с данными матрицы – это работа с большими массивами данных, в особенности, если это многоассортиментное предприятие, а потому требует наличия соответствующего программного обеспечения  и подготовленных специалистов.

Резюме;

 

В данной статье автором пошагово описан разработанный алгоритм формирования ассортиментной матрицы с учетом концепции категорийного менеджмента, предложена четкая ее структура, сформулировано определение понятия. Предложенный алгоритм позволяет структурировать имеющуюся информацию о продукции в соответствии с требованиями основных служб предприятия и в целом повысить эффективность системы формирования конечного ассортиментного перечня, повысить скорость работы с информацией и принятия решений. 

 

Балакирев Сергей