Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сколько в России абонентов мобильной связи?

Игорь Березин
Ведущий консультант исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

Это зависит от того – как считать. Изначально, и до самого последнего времени считали по sim- картам. Это проще всего и удобней. Операторы про свои карты все знают: сколько активизировано, сколько по ним говорят, сколько «спящих». Ну, и дошли до полного абсурда – по „симкам“ в России уже абонентов больше чем населения. Зато как красиво звучали „раппорты“ — „Уровень мобильности превысил 50%!“, «Уровень мобильности приближается к 90%!!!, „Уровень мобильности превысил 100%!!!“.

Правда из-за счета по «симкам» получается, что ключевой финансовый показатель – выручка с одного абонента (ARPU) у всех операторов очень низкая — $7-9 в месяц с „абонента“ (симки). В то время как сами „абоненты“ (человеки) при опросах заявляют, что тратят в месяц на оплату услуг мобильной связи в среднем около $15-20. Неувязочка получается, на первый взгляд. Злые языки уже готовы по этому поводу наехать на исследователей рынка и количественные опросы. Ну, да не будем спешить.

Можно считать по аппаратам. Это удобно тем, кто эти аппараты продает. Так, например, специалисты компании «Евросеть» (Владимир Богданов – вице президент по маркетингу) подсчитали, что за всю десятилетнюю историю мобильной связи, к концу января 2007-го года в Россию было ввезено („в белую“, „в серую“, „в темную“) не более 140 миллионов „трубок“. Примерно 25-30% из них физически прекратили свое существование: сломались, оплавились, утонули и т.п. Так что сейчас на руках у граждан где-то 100-105 млн. работоспособных трубок.

Но, ведь у одного пользователя может быть две или даже три «трубки». И уж точно почти в каждой семье пользователей есть „резервная“ трубка на случай срочной подмены, если у одного из членов семьи выйдет из строя их рабочий аппарат. Так что граждан, действительно пользующихся услугами мобильной связи сегодня в России не более 70-75 миллионов человек или 50% населения страны. Естественно, в крупных городах этот показатель может быть выше – 65-75%, в Москве – до 80%.

Удостовериться в этой цифре можно двумя путями. Первый – массовые репрезентативные опросы населения. Такие проводят многие крупные исследовательские компании, и у всех получаются близкие цифры: 60-70% по взрослому городскому населению, и 45-50% по всему населению страны. Второй путь – рассчитать долю аппаратов, приобретаемых «на замену», в общем числе новых приобретений. По данным „Евросети“ в 2006-м году она составила 66%. В 2004-м и 2005-м составляла около 50%, а в 2001-м и 2002-м гг. не превышала 25%.

Так что, ребята, все сходится. Если по «симкам» считать ARPU около $8 в месяц выходит, около $100 в год, а на круг в 2006-м –$13-14 миллиардов. Если считать по „головам“, то получается в месяц около $15-20, в год – около 200$, а с 65 миллионов среднегодовых абонентов те же $13-14 миллиардов. Последнюю цифру, кстати, проверить можно будет когда появится официальная отчетность пятерки крупнейших операторов мобильной связи.

График 1. Динамика числа «пользователей» услуг мобильной связи 2001-2007 гг. По состоянию на начало года.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены