Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сети не так страшны, как кажутся. И совокупный оборот, и доля в обороте розничной торговли 10 крупнейших розничных сетей за два года почти не изменились.

Сети не так страшны, как кажутся

 

И совокупный оборот, и доля в обороте розничной торговли

10 крупнейших розничных сетей за два года почти не изменились.

 

ИГОРЬ Березин

Президент Гильдии Маркетологов

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

 

 

В октябре 2011-го журнал «Эксперт» опубликовал очередной ренкинг, подготовленный рейтинговым агентством „Эксперт-РА“ — Топ 400 крупнейших компаний России за 2010-й год. 41 компания в этом ренкинге представляет розничную торговлю. Их совокупный оборот (объем продаж) в 2010-м году составил около 70 млрд. дол. США. Или – примерно 13% от общего розничного товарооборота в России. Примерно такой же была картина и в 2008-м году. Даже количество розничных компаний в Топ-400 за два года не изменилось.

 

Открывает список крупнейших сетей, как и два года назад, Х5 Ритейл групп ( «Карусель», „Перекресток“, Пятерочка» и др.). В 2010-м году в списке крупнейших компаний России Х5 перебрался с 23-го на 17-е место. За два года оборот Х5 вырос на 27% (в долларах) и превысил 11 млрд. дол. – см. таблицу 1.

Это был бы весьма впечатляющий показатель роста, если бы он был достигнут «органическим» путем. Но, значимый вклад в рост показателя оборота внесли поглощения и присоединения. Однако на фоне большинства других сетей, многие из которых не только не прибавили, но даже и снизили объемы продаж, Х5 смотрится очень даже неплохо.

 

Самый впечатляющий рост оборота (в первой десятке сетей) продемонстрировал «игрок №2» — Магнит. За два года, благодаря открытию новых магазинов и повышению эффективности работы, оборот сети вырос на 44% и достиг 7,8 млрд. дол. США. Благодаря чему Магнит переместился с 33-й на 25-ю строчку в ренкинге 400 крупнейших компаний России.

 

Ашан и Метро стабильно удерживают третью и четвертую позицию среди крупнейших розничных сетей; и 31-34, 40-41 строчки в Топ-400. Что, конечно, весьма похвально, но модного некогда тезиса о глобальном превосходстве западных торговых технологий над российскими никак не подтверждает. К тому же нельзя не отметить, что если Ашан за два года прибавил 700 млн. дол к своему обороту (+16%), то Метро 300 млн. потеряла (-6,5%).

 

Рольф, некогда занимавший пятое место среди торговых сетей, потеряв почти половину оборота (-47%) переместился на восьмое место. А в списке 400 крупнейших компаний России – с 39-го на 78-е место.

Слабым утешением для Рольфа является то, что потеряв более 35% оборота, десятку крупнейших сетей в 2010-м году покинул Автомир, скатившись с 74-го на 114-е место в «общем зачете».

Место же Рольфа в пятерке крупнейших сетей заняла М.видео, которой удалось сохранить и долларовый оборот, и место в начале седьмого десятка рейтинга «Эксперт-400».

М.видео в 2010-м году немного обогнала даже прежнего лидера «бытовой» розницы — Эльдорадо, которая потеряв более трети оборота, ушла с 45-го на 66-е место в списке 400 крупнейших.

 

Совокупный же оборот десяти крупнейших розничных торговых компаний в 2010-м году составил чуть более 43 млрд. дол. Увеличившись за два года менее чем на 1%. По отношению к совокупному обороту розничной торговли в России это составляет 7,9%. Двумя годами ранее показатель был на уровне 7,65%.

Совокупный же оборот 40 крупнейших торговых сетей составляет порядка 70 млрд. дол., и как и два года назад не превышает 13% от розничного товарооборота в стране. 13-14% розничного товарооборота также приходится (по данным Росстата) на рынки и ярмарки. Эти цифры ставят под большое сомнение популярный некогда тезис о засилье / доминировании на российском розничном рынке крупных торговых сетей.

И если ситуация будет развиваться подобными темпами, то дело до этого (доминирования сетей) дойдет очень и очень не скоро.

 

 

Таблица 1. 10 крупнейших розничный сетей России в 2010-м году

Сеть

Оборот в 2010 г.

Млрд. дол.

Оборот в 2008 г.

Млрд. дол.

Изменение,

%

Х5

11,3

8,9

+27

Магнит

7,8

5,4

+44

Ашан

5,9

5,1

+16

Метро

4,4

4,7

-6,5

М.видео

2,85

2,9

-2

Эльдорадо

2,75

4,2

-34,5

Лента

2,5

2,1

+19

Рольф

2,45

4,6

-47

Дикси

2,15

1,95

+10

Евросеть

2.05

3,1 *

-34

Итого

43,15

42,85

+0,7

 

Данные: «Эксперт-РА», журнал „Эксперт“, №39, 2011, * частная экспертная оценка.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены