Сети не так страшны, как кажутся
И совокупный оборот, и доля в обороте розничной торговли
10 крупнейших розничных сетей за два года почти не изменились.
ИГОРЬ Березин
Президент Гильдии Маркетологов
Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir
В октябре 2011-го журнал «Эксперт» опубликовал очередной ренкинг, подготовленный рейтинговым агентством „Эксперт-РА“ — Топ 400 крупнейших компаний России за 2010-й год. 41 компания в этом ренкинге представляет розничную торговлю. Их совокупный оборот (объем продаж) в 2010-м году составил около 70 млрд. дол. США. Или – примерно 13% от общего розничного товарооборота в России. Примерно такой же была картина и в 2008-м году. Даже количество розничных компаний в Топ-400 за два года не изменилось.
Открывает список крупнейших сетей, как и два года назад, Х5 Ритейл групп ( «Карусель», „Перекресток“, Пятерочка» и др.). В 2010-м году в списке крупнейших компаний России Х5 перебрался с 23-го на 17-е место. За два года оборот Х5 вырос на 27% (в долларах) и превысил 11 млрд. дол. – см. таблицу 1.
Это был бы весьма впечатляющий показатель роста, если бы он был достигнут «органическим» путем. Но, значимый вклад в рост показателя оборота внесли поглощения и присоединения. Однако на фоне большинства других сетей, многие из которых не только не прибавили, но даже и снизили объемы продаж, Х5 смотрится очень даже неплохо.
Самый впечатляющий рост оборота (в первой десятке сетей) продемонстрировал «игрок №2» — Магнит. За два года, благодаря открытию новых магазинов и повышению эффективности работы, оборот сети вырос на 44% и достиг 7,8 млрд. дол. США. Благодаря чему Магнит переместился с 33-й на 25-ю строчку в ренкинге 400 крупнейших компаний России.
Ашан и Метро стабильно удерживают третью и четвертую позицию среди крупнейших розничных сетей; и 31-34, 40-41 строчки в Топ-400. Что, конечно, весьма похвально, но модного некогда тезиса о глобальном превосходстве западных торговых технологий над российскими никак не подтверждает. К тому же нельзя не отметить, что если Ашан за два года прибавил 700 млн. дол к своему обороту (+16%), то Метро 300 млн. потеряла (-6,5%).
Рольф, некогда занимавший пятое место среди торговых сетей, потеряв почти половину оборота (-47%) переместился на восьмое место. А в списке 400 крупнейших компаний России – с 39-го на 78-е место.
Слабым утешением для Рольфа является то, что потеряв более 35% оборота, десятку крупнейших сетей в 2010-м году покинул Автомир, скатившись с 74-го на 114-е место в «общем зачете».
Место же Рольфа в пятерке крупнейших сетей заняла М.видео, которой удалось сохранить и долларовый оборот, и место в начале седьмого десятка рейтинга «Эксперт-400».
М.видео в 2010-м году немного обогнала даже прежнего лидера «бытовой» розницы — Эльдорадо, которая потеряв более трети оборота, ушла с 45-го на 66-е место в списке 400 крупнейших.
Совокупный же оборот десяти крупнейших розничных торговых компаний в 2010-м году составил чуть более 43 млрд. дол. Увеличившись за два года менее чем на 1%. По отношению к совокупному обороту розничной торговли в России это составляет 7,9%. Двумя годами ранее показатель был на уровне 7,65%.
Совокупный же оборот 40 крупнейших торговых сетей составляет порядка 70 млрд. дол., и как и два года назад не превышает 13% от розничного товарооборота в стране. 13-14% розничного товарооборота также приходится (по данным Росстата) на рынки и ярмарки. Эти цифры ставят под большое сомнение популярный некогда тезис о засилье / доминировании на российском розничном рынке крупных торговых сетей.
И если ситуация будет развиваться подобными темпами, то дело до этого (доминирования сетей) дойдет очень и очень не скоро.
Таблица 1. 10 крупнейших розничный сетей России в 2010-м году
Сеть |
Оборот в 2010 г. Млрд. дол. |
Оборот в 2008 г. Млрд. дол. |
Изменение, % |
Х5 |
11,3 |
8,9 |
+27 |
Магнит |
7,8 |
5,4 |
+44 |
Ашан |
5,9 |
5,1 |
+16 |
Метро |
4,4 |
4,7 |
-6,5 |
М.видео |
2,85 |
2,9 |
-2 |
Эльдорадо |
2,75 |
4,2 |
-34,5 |
Лента |
2,5 |
2,1 |
+19 |
Рольф |
2,45 |
4,6 |
-47 |
Дикси |
2,15 |
1,95 |
+10 |
Евросеть |
2.05 |
3,1 * |
-34 |
Итого |
43,15 |
42,85 |
+0,7 |
Данные: «Эксперт-РА», журнал „Эксперт“, №39, 2011, * частная экспертная оценка.