Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Рынок маркетинговых услуг в 2007-м году - результаты 7-го экспертного опроса о состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых исследований и консалтинга в области маркетинга в России (2007 год).

Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S ()
Президент Гильдии Маркетологов (www.marketologi.ru)
Член Совета Директоров исследовательского холдинга Romir (8-903-788-3343)

Как и ожидалось 2007 год на рынке маркетинговых услуг в России сложился достаточно удачно. На фоне общего экономического роста по реальному ВВП на 7,5%, по реальным доходам населения на 11%, по номинальному ВВП в долларах США на 31% основные сегменты рынка маркетинговых услуг продемонстрировали номинальный рост в долларах на 30-40% и более. Т.е. даже немного обогнали рост номинального ВВП, тем самым несколько укрепив свои позиции.

Рынок медийной рекламы (ATL) за год подрос на 40% и достиг 9,15 млрд. USD. Расходы на рекламу теперь составляют 0,7% ВВП. И можно отметить, что потенциал опережающего роста у этого сегмента сохраняется весьма существенный. В США и странах Западной Европы на медийную рекламу тратится 0,8-1% ВВП. Так что к 2010-му году, когда номинальный ВВП России превысит два триллионам долларов, расходы на ATL вполне могут возрасти до 17-19 миллиардов долларов. Т.е. удвоиться за три года. Это звучало бы достаточно фантастически, если бы за прошедшие три года (с 2004-го) расходы на медийную рекламу не возросли более чем в два раза. А по сравнению с 2001-м годом они и вовсе выросли в 5,5 раз!

Самым емким сегментом медийной рекламы по-прежнему остается телевизионная реклама. За год рекламные бюджеты на телевидении выросли более чем на 40% и превысили $4,5 млрд. На долю телевидения приходится 50% всей медийной рекламы.

Второй по емкости сегмент ATL – реклама в печатных СМИ росла в 2007-м году не такими высокими темпами – в пределах 25% и по итогам года немного превысила два миллиарда долларов. Но, все же разрыв с третьим по емкости сегментом – наружной рекламой сохраняется достаточно значительным. Ведь и в наружке рост был не такой впечатляющий как на телевидении (+35%) и по итогам года объем этого сегмента составил $1,6 млрд.

Высокими темпами (около 100% за год) продолжает расти реклама в интернете объем которой (без учета контекстной, объем которой составил 200-250 млн.) составил 230 миллионов долларов. При сохранении таких темпов уже в 2010-м году объем интернет рекламы может превысить объем рекламы на радио, который прибавив за год почти 50% составил $600 млн.

Объем рекламы в кинотеатрах за год увеличился более чем на 30% и достиг $40 млн. Возможно в ближайшие пару лет нас ожидает достаточно бурный рост этого сегмента (с темпом около 50% в год) в связи с налаживающейся системой регулярного мониторинга кинопоказа.

Объем рынка BTL услуг в 2007-м году вырос на 42% и составил $2, 35 млрд. долларов. Столь впечатляющий рост объясняется как развитием самого этого сегмента рынка маркетинговых услуг, так, отчасти и пересмотром в строну повышения некоторых оценок. В частности осенью 2007-го года на форуме Российской Ассоциации Директ Маркетинга (РАДМ) были озвучены оценки емкости рынка директ-маркетинговых услуг в диапазоне 800 млн. – 1 миллиард долларов, что существенно превышает не только оценку для 2006-го года ($470 миллионов), но и основанные на инерционном прогнозе предварительные оценки для 2007-го ($600 миллионов). Зимой с этими оценками согласились АКАР и РАМУ.

Весьма серьезными темпами (35-40% роста) по мнению экспертов в 2007-м году рос рынок услуг в области отношений с общественностью (бизнес-PR). Но диапазон оценок емкости этого сегмента рынка маркетинговых услуг остается весьма широким – от 450 до 700 миллионов долларов.

Рынок маркетинговых исследований вырос на 37% и превысил $250 миллионов в 2007-м году.

Осенью 2007 года состоялся очередной, 7-й по счету ежегодный опрос Гильдии Маркетологов «О состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых услуг в России».

Участники опроса

В опросе приняли участие 280 экспертов (в 2006-м году — 254 эксперта, в 2005-м — 236 экспертов). Две трети экспертов живут и работают в Москве, треть – в 40 других крупных городах страны, в т.ч. Санкт-Петербурге – 12, Екатеринбурге – 10, Ростове-на-Дону – 7.

Средний возраст участника исследования – 34 года (в 2006-м году — 33 года.)

По сравнению с 2006-м годом немного уменьшилась доля экспертов занятых в рекламе, маркетинговых и социологических исследованиях, консалтинге. Зато возросла доля работающих в оптовой и розничной торговле, производстве и сфере услуг.

37% опрошенных назвали свою компанию крупной (относительно других компаний в отрасли), 38% — средней, 25% — небольшой. По сравнению с предыдущим годом эти показатели изменились незначительно — на 1-2 процентных пункта.

Среднее количество сотрудников в отделе маркетинга в компании, где работает респондент – 10 человек. Средний стаж работы в компании – 4 года. Стаж в маркетинге – 8 лет.

114 участников исследования – члены Гильдии Маркетологов, 15 – сотрудники компании, входящих в Российское BTL партнерство, 7 – в Российскую Ассоциацию Маркетинга.

Маркетинговые исследования

В России, по мнению участников опроса, реально работают около 220 исследовательских компаний. Оценка 2007 года в точности повторяет оценку 2006-го года, и на 20% превышает оценку 2005-го года.

Таким образом, можно отметить, что наблюдавшееся в 2004-2005-м годах уменьшение количества исследовательских компаний реально работающих в России прекратилось. Но, и роста числа исследовательских фирм в 2007-м году не происходило.

Год назад такой вариант развития событий предсказывали около 40% участников опроса. А более 40% полагали, что количество реально работающих в России исследовательских компаний даже увеличится. Правда, около 15% экспертов предсказывали сокращение числа исследовательских фирм. В будущем году только 7% экспертов ожидают сокращения количества исследовательских компаний, а более 50% прогнозируют рост. Треть экспертов считают, что количество реально работающих исследовательских фирм не изменится и в 2008-м году.

В Москве по средней взвешенной оценке экспертов реально работает около 50-60 исследовательских компаний, в Санкт-Петербурге – около 20, а в других крупных городах – по 7-8.

Объем произведенных в России количественных исследований (опросы, анкетирование, мониторинг, ритейл-аудит, тестирование и т.д.), по мнению участников опроса, вырос на 30% и составил 180 миллионов долларов.

Весьма существенно – более чем на 50% вырос объем качественных исследований (фокусирование в группе, глубинные интервью, экспертные опросы и т.д.). Его объем в 2007-м году составил 75 миллионов долларов.

Общий рост рынка маркетинговых исследований составил в 2007-м году 37% (существенное ускорение по сравнению с 15% в 2006-м году), а объем рынка эксперты оценили в 255 миллионов долларов. Год назад такого развития событий мало кто ожидал. Большинство экспертов прогнозировали умеренный рост в пределах 15%. Правда и снижения номинального курса доллара к рублю на 10% за год никто (и не только маркетологи) не ожидал.

На будущий год половина экспертов прогнозируют умеренный рост в пределах от 5 до 15%, пятая часть говорит о возможности стагнации и даже спада рынка и лишь десятая часть опрошенных предсказывает рост, превышающий 30%. Но, как мы помним, сдержанные оценки наших экспертов как правило не оправдываются (за исключением 2006-го года).

Маркетинговый консалтинг

По оценке экспертов, сейчас в России работают около 120 компаний, оказывающих консалтинговые услуги в области маркетинга и брендинга. Как и предсказывали год назад большинство экспертов количество маркетинговых консалтинговых компаний растет невысокими темпами. И на будущий год половина экспертов предсказывают умеренный рост числа компаний. 15% правда полагают, что количество бренд-консалтинговых агентств вырастет значительно, а 30% что оно не изменится. 5% и вовсе считают что количество компаний, консультирующих по вопросам маркетинга может сократиться.

В Москве, как считают эксперты работает 25-40 компаний маркетингового консалтинга, в крупных городах – в среднем по 6.

Наиболее востребованными направлениями по мнению экспертов будут консалтинг по вопросам брендинга, а также разработки стратегий и позиционирования. Существенно меньший интерес со стороны клиентов ожидается по вопросам трэйд-маркетинга и логистики. Возможно в связи с тем, что по этим вопросам клиенты будут обращаться в BTL-агентства и специализированные логистические компании, а не к консультантам по маркетингу.

Объем рынка маркетингового и бренд-консалтинга в 2007-м году по мнению участников опроса составил 83 миллиона долларов. Годовой рост – 30%. Это существенно ниже, чем год назад, когда рост составил 45%. Но существенно выше прошлогодних прогнозов большинства экспертов (от 5 до 15% по мнению 70% экспертов).

Хотелось бы особо отметить, что за последние пять лет рынок маркетингового консалтинга вырос в 5,5 раз, в то время как рынок маркетинговых исследований «только» в 3,5 раза.

Прогнозируя динамику объема рынка маркетингового консалтинга в будущем году один из шести экспертов указал на возможность стагнации или спада, чуть более половины говорят о росте в пределах от 5 до 15%, один из шести предполагает рост в 20-25% и один из восьми – рост более чем на 30%.

Березин Игорь