Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Россияне будут «затягивать пояса»

Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S ()
Президент Гильдии Маркетологов (www.marketologi.ru)
Член Совета Директоров исследовательского холдинга Romir (8-903-788-3343)

В конце ноября исследовательский холдинг Ромир в ходе проведения очередного on-line опроса поинтересовался у респондентов от каких крупных покупок, запланированных на осень 2008-го года им пришлось отказаться. В опросе приняли участие 1500 человек, в т.ч. около 350 человек, имеющих высокий уровень дохода: более 25 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи. Три четверти участников исследования моложе 35 лет (но старше 18). Почти 80% — работают. Доля мужчин в выборке составляет 55%. Структура выборки полностью соответствует портрету российской интернет аудитории. Российские интернет- пользователи являются наиболее активной частью потребителей товаров длительного пользования и дорогих услуг. Они молоды, активны, имеют относительно высокие доходы и образование, проживают преимущественно в крупных городах.

Прежде всего, стоит отметить, что более четверти участников опроса (27%) не планировали никаких крупных покупок на осень этого года. Соответственно, и отказываться им было не от чего. И, что характерно, этот процент не зависит ни от пола, ни от возраста, ни от профессионального статуса, ни даже от дохода (!) респондента. Т.е. отсутствие планов по крупным покупкам – это скорее поведенческая, психографическая характеристика респондента. Не исключено, что какая-та часть представителей этой группы все же совершили незапланированные покупки осенью 2008-го года. Но, так глубоко Ромир этот вопрос не исследовал.

Четверть респондентов (24%) и треть тех, у кого были планы по совершению крупных покупок, заявили, что они не стали отказываться от запланированных приобретений. Среди тех, у кого низкий заявленный доход (менее 10 тысяч рублей на каждого члена семьи) только 16% смогли исполнить свои планы по покупкам, среди тех у кого доход высокий (более 25 тысяч рублей на человека) – в два раза больше – 32%.

Половина участников исследования (две трети тех, кто имел намерение совершить крупную покупку) заявили, что они отказались от какого-то планировавшегося крупного приобретения. См. Диаграмму 1.

16% опрошенных отказались от ремонта в своих квартирах, замены окон или дверей.

13% перенесли на более поздний срок приобретение нового автомобиля.

11% не стали приобретать крупную бытовую технику

11% отказались от покупки дорогой одежды, типа шубы

11% не купили мебель

10% отложили туристическую поездку

9% не стали покупать новый компьютер, ноутбук, принтер, сканер и т.п. технику

4% отказались от запланированной покупки ювелирных украшений. Здесь надо заметить, что покупка ювелирных украшений, особенно не очень дорогих, вообще достаточно часто является незапланированной, спонтанной покупкой.

Диаграмма 1. «Отказались ли Вы, или члены Вашей семьи от каких то крупных покупок, запланированных на осень 2008-го года?»

Конечно, между планами потребителей и реальностью всегда существуют значительные разрывы. Если бы все планы по покупкам всегда реализовывались в полной мере, то это был бы перманентный потребительский бум, с очередями в магазинах и растущими на 5-10% в месяц ценами.

Полученные данные не следует воспринимать линейно, как прямое свидетельство сокращения спроса в два раза, и более в течении осени 2008-го года. Скорее, речь может идти об изменении в настроениях наиболее активной части потребителей. О психологической реакции на кризис в экономике страны.

На самом деле еще в сентябре на рынке автомобилей наблюдался рост продаж (на 20%), правда меньший, чем весной-летом этого года. Продажи ювелирных украшений подскочили на 40% (Данные компаний «Адамас», „Алтын“ и др.). Рынки бытовой и компьютерной техники также демонстрировали уверенный рост. В октябре темпы роста приблизились к нулевым отметкам. И только в ноябре продажи начали сокращаться. Но, поскольку итоги последнего месяца осени еще не подведены, то судить о реальном снижении потребительской активности можно лишь гадательно.

Реальные итоги осени в плане продаж товаров длительного пользования, скорее всего, будут достаточно положительными: рост по сравнению с осенью 2007-го года на 8-13%. Это конечно не прошлогодний бум с ростом на 25-35%, но все же очень даже высокий показатель. А вот перелом в настроениях потребителей, зафиксированный в ходе проведения исследования, скажется на реальных результатах продаж в период новогодних и рождественских каникул и по итогам первого квартала 2009-го года.

Березин Игорь