Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Расходы растут вслед за настроениями.

Расходы растут вслед за настроениями.

В январе 2012-го года повседневные потребительские расходы выросли по сравнению с январем 2011-го на 16%, в два раза обогнав инфляцию. Уровень расходов оказался ниже декабрьского пика всего на 12%. Это самый лучший показатель за все 5 лет наблюдений.

 

Игорь Березин

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

Президент Гильдии Маркетологов

 

В середине января исследовательский холдинг Ромир зафиксировал перелом к лучшему в настроениях городских жителей. Почти 70% участников опроса заявили тогда, что ждут роста доходов своих семей в первом полугодии 2012-го года. Мы тогда сделали предположение, что возвращение потребительского оптимизма может поддержать развитие крупных потребительских рынков. И вот уже по итогам января можно констатировать – на рынках продуктов питания и товаров повседневного спроса наблюдается отчетливо выраженный рост. Кстати, и Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) зафиксировала в январе 20%-й рост продаж легковых автомобилей в России (кроме продукции АвтоВАЗа) к январю 2011-го года. Это произошло вопреки ожиданиям производителей и дилеров, которые по-прежнему прогнозируют на весь 2012-й год рост в пределах 7-8%.

 

 

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе 2012-го года выросли на 16% по сравнению с январем 2011-го. По сравнению с пиковыми значениями декабря 2011-го, конечно, было зафиксировано снижение. Но, оно составило всего 12%, против 20% годом ранее и 16% в 2010-м году. Однако, справедливости ради, необходимо напомнить, что декабрь прошлого года был весьма неудачным с точки зрения показателей роста повседневного потребления.

Нельзя не отметить, что номинальное увеличение потребительских расходов в январе 2012-го как минимум в два раза превысило инфляцию потребительского рынка, которая за последние 12 месяцев оценивается в 6-8% годовых. По сравнению с январем 2010-го повседневные расходы выросли на 30%, обогнав накопленную за два года инфляцию как минимум в 1,5 раза. По сравнению с январем 2009-го рост повседневных расходов составил почти 70%. А по сравнению с январем 2008-го – 130% (в 2,3 раза), обогнав накопленную за 4 года инфляцию потребительского рынка более чем в два раза.

Мы можем объяснить такой «прогресс»„эффектом 13-й зарплаты“ неожиданно в этом году растянувшимся на январь. Обычно повседневные расходы экстремально возрастали уже на второй-третьей неделе декабря (в декабре 2011-го – только на четвертой), а сразу после окончания рождественских каникул резко снижались (в этом году снижение было не таким резким как обычно). И улучшением потребительских настроений и ожиданий, зафиксированным в ходе опроса в середине месяца. Видимо, длинные новогодние каникулы, и только что тогда начавшиеся морозные и солнечные дни благотворно сказались на настроениях россиян.

 

В Москве повседневные расходы в январе 2012-го выросли по сравнению с январем прошлого года только на 6%. А по сравнению с декабрем 2011-го – снизились более чем на 20%. В городах с населением более миллиона жителей соответствующие цифры составили + 22% и –10%. А в городах с населением в несколько сот тысяч жителей – «плюс» 24% и „минус“ 4%, соответственно.

Возможно заметное отставание темпов роста доходов и расходов жителей столицы, наблюдавшееся на протяжении почти всего прошлого года, от темпов роста доходов и расходов жителей других городов России стало одной из причин массового выражения недовольства со стороны далеко не бедной части столичного населения. Номинальный же уровень доходов и расходов в столице, по прежнему, в 1,5-2 раза превышает показатели других крупных городов страны.

По доходным группам снижение к декабрю было синхронным и практически одинаковым. А вот рост к январю прошлого года был выше у семей с низкими и средними доходами – 16-18%. Против 12% у семей с доходами выше средних.

 

Средний чек в январе 2012-го снизился на 6% по сравнению с декабрем, что, конечно, не удивительно в свете завершения праздников. И вырос на 15% по сравнению с январем прошлого года. При росте общих расходов на 16% это говорит о том, что ни частота посещений ни разнообразие торговых точек посещаемых городской семьей в течении месяца за прошедший год не претерпели сколь бы то ни было заметных изменений.

В Москве средний чек в январе 2012-го снизился на 12% по сравнению с декабрем 2011-го и практически вернулся на уровень января 2011-го года. В городах с населением более миллиона жителей средний чек снизился на 5,5% к декабрю и вырос на 17,5% к январю прошлого года. А в городах с населением менее миллиона жителей средний чек даже вырос на 2% к декабрю, а по сравнению с январем 2011-го он увеличился и вовсе на 28%.

 

Баланс продовольственных и непродовольственных товаров в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) вернулся к привычному уровню. 73% — продукты питания и 27% — непродовольственные товары повседневного спроса.

 

СПРАВКА:

Исследовательский холдинг Ромир разработал новый инструмент измерения потребительской реальности – «Ромир — индексы покупательской активности», рассчитываемые на основе панели домохозяйств, оснащенных сканерами штрих кодов.

«Ромир — индексы покупательской активности» отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов.

Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов).

 

Диаграмма 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

100% = январь 2008-го года.


 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены