Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Почему же нам кажется, что инфляция выше?

Почему же нам кажется, что инфляция выше?

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов, Член совета директоров ROMIR-Monitoring

В первых числах января ФСГС (Федеральная Служба Государственной Статистики; бывший Госкомстат) обнародовала данные по инфляции за 2005-й год согласно которым цены на потребительские товары и услуги в России выросли за 12 месяцев «всего» на 11.8%. Это самый низкий показатель за последние 15 лет (с 1991 года). Но, вместо радости по этому поводу большинство обывателей (в хорошем смысле слова) испытывают недоумение, сомнения и подозрения. По ощущениям потребителей рост цен в 2005-м году был куда выше. Вот, к примеру, тарифы на коммунальные услуги выросли более чем на 30% (это признает и правительство в лице Германа Грефа), цены на мясо и бензин возросли примерно на 30%. Конечно, потребительская корзина состоит не только из коммунальных платежей, мяса и бензина. Хотя, надо заметить, что эти статьи расходов занимают не такую уж и маленькую долю в совокупном семейном бюджете. Конечно кое-что и дешевело в течении года – тарифы на услуги мобильной связи, например. Конечно, обывателю невозможно объективно оценить изменения цен на сотни наименований товаров и услуг в сотнях населенных пунктов России. Но, от субъективного ощущения, что что-то здесь не чисто, что ФСГС как-то „химичит“ при расчете индекса цен очень трудно освободиться. Так где же правда? В объективных цифрах ФСГС или субъективных ощущениях потребителей? Попробуем в этом разобраться.

Итоговая цифра инфляции – индекс потребительских цен складывается из трех частных показателей: индекса цен на продукты питания, на непродовольственные товары и индекса цен на платные услуги населению. Продукты питания в 2005-м году в целом (за исключением отдельных позиций – того же злополучного мяса, например) дорожали весьма умеренно. По данным ФСГС – в пределах 10% роста. Свой вклад в обуздание роста цен на продукты внесли и продовольственные сети, особенно магазины «экономичной цены» — дискаунтеры, с их „счастливыми часами“, накопительными скидками, „удачными покупками“, „специальными предложениями“, „мелкооптовыми упаковками“ и прочими технологиями стимулирования сбыта в современной розничной торговле. Для того, чтобы иметь возможность сдерживать рост цен ритейлеры нещадно „прессовали“ производителей продуктов питания, так что даже выручка у некоторых из последних снизилась. Цены на непродовольственные товары (также за исключением отдельных позиций вроде бензина) тоже выросли в пределах 10% (данные ФСГС). И здесь современные магазины с их сезонными распродажами и прочими стимулирующими акциями сыграли некоторую роль. А вот тарифы на платные услуги населению возросли очень существенно – почти на 20% (по данным ФСГС). Но поскольку на долю платных услуг приходится лишь 22% от совокупных семейных расходов (по версии ФСГС), то общий рост цен оказался ближе к показателю роста цен на продукты и непродовольственные товары. А вот если предположить, что ФСГС недооценивает долю потребительских расходов приходящуюся на услуги (это может происходить вследствие того, что ФСГС ориентируется на малообеспеченную часть населения страны, представители которой и правда тратят на услуги не очень значительную часть своего бюджета), то вклад роста цен на услуги в общий индекс потребительских цен может быть существенно выше. И тогда совокупный рост потребительских цен, даже без пересмотра частных индексов окажется на уровне 13-14%, а не 11.8%.

Еще одно объяснение расхождений между цифрой ФСГС и ощущениями потребителей состоит в том, что ФСГС при расчете показателя годовой инфляции не учитывает изменений, которые происходят в составе и структуре потребительской корзины семьи, домохозяйства. Иными словами рассматривается стабильный набор из 200-250 товаров (и услуг) – представителей, с неизменными долями каждого товара. Насколько важны изменения в структуре потребления и какие искажения могут возникнуть в случае, если их не учитывать проиллюстрируем на простом примере. Такие примеры очень любили отцы основатели экономической науки в позапрошлом веке. Предположим, что потребительская корзина гипотетической «среднестатистической» семьи состоит всего из двух товаров. Тем, кому такой пример кажется чересчур примитивным предлагаем самостоятельно поупражняться с калькулятором или компьютером следующим образом. Сначала разобьем все потребительские блага на товары и услуги. Вторым ходом товары разделим на продовольственные и непродовольственные, а услуги на бытовые и прочие. На третьем шаге продовольственные товары делим на растительного и животного происхождения; непродовольственные на технику и не технику; бытовые услуги на коммунальные и другие; прочие услуги – на финансовые и не финансовые. На десятой итерации вы сможете рассматривать потребительскую корзину из почти 1000 наименований товаров и услуг. Если и этого вам тоже покажется мало – продолжайте деление, и на 20-й итерации дойдете до миллиона.

Итак, потребительская корзина нашей модельной семьи состоит из двух благ: сосисок (они у нас представляют блага «низшего порядка») и сырокопченой колбасы (которая олицетворяет у нас „предметы роскоши“). В течении недели семья потребляет 9 килограмм сосисок и 1 килограмм сырокопченой колбасы. В начале года сосиски стоят 100 рублей за килограмм, а сырокопченая колбаса – 300. В конце года сосиски стоят 110 рублей, а сырокопченая – 330. Как не трудно заметить цены и на сосиски, и на колбасу выросли за год на 10%. Если в течении года не произошло изменений в структуре потребления – по прежнему 9 кило сосисок и 1 кг сырокопченой колбасы, то инфляция для нашей семьи тоже составила 10%. В начале года 1 килограмм условного „блага“, потребляемого семьей стоил 120 рублей, а в конце – 132. А вот если вследствие роста материального благосостояния семьи баланс меняется, то и картина инфляции меняется. Допустим, что теперь в неделю потребляется 8 кило сосисок и 2 кг сырокопченой колбасы. Те же 10 кг в совокупности. Только один килограмм потребляемого „блага“ теперь стоит 154 рубля. Инфляция для такой семьи составила 28%, при том, что цена на каждое из потребляемых благ выросла только на 10%. Ну, а дальше условия задачи можно отягощать дополнительными вводными. Например, мог произойти рост потребления блага высшего порядка (до двух килограмм) без снижения потребления блага низшего порядка. В этом случае, кстати, инфляция по потребляемой корзине составит 25%, а средняя цена потребляемого блага – 150 рублей. А еще в корзине могло появиться благо еще более высокого порядка – хамон по 550 рублей за килограмм, ранее не потреблявшийся вовсе по причине нехватки средств, а теперь потребляемый в объеме одного килограмма в неделю. В этом случае средняя цена потребляемого блага составит 183 рубля, а инфляция по изменившейся потребительской корзине превысит 50% годовых. А еще блага низшего порядка могут замещаться „средними“ (варено-копченой колбасой) и так до бесконечности.

Мораль сей басни такова – стойкое ощущение обмана со стороны ФСГС при расчете инфляции есть побочный результат роста благосостояния российских потребителей и отражение структурных изменений (в лучшую сторону) в составе реальной потребительской корзины, прежде всего – семей среднего класса.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены