Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Открывать или не открывать? (Свой бизнес)

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru

В ходе проведения очередного, уже пятого по счету начиная с весны 2001 года, опроса в рамках исследовательского проекта «Стиль жизни среднего класса» (журнал „Эксперт“ — РОМИР-Monitoring) проходившего в столицах 20 крупнейших по численности населения регионах страны четырем тысячам респондентов был задан вопрос — „При каких условиях Вы решились бы начать собственный бизнес?“.

На что 12% представителей семей с доходом от 150 до 1000 долларов в месяц на каждого члена домохозяйства заявили, что у них уже есть собственный бизнес. С учетом того, что к обозначенной доходной группе уже относится треть российских семей — около 17 миллионов домохозяйств, можно констатировать, что 3-4 миллиона представителей среднего класса являются владельцами или совладельцами небольших и средних компаний.

Среди имеющих собственный бизнес мужчин в два раза больше, чем женщин. С возрастом доля бизнесменов заметно возрастает. Так, если среди тех, кто моложе 25 лет только 1% женщин и 4% мужчин имеют свой бизнес, то среди тех, кто старше 35 лет — 8-10% женщин и 21% мужчин. А вот уровень дохода на долю совладельцев бизнеса принципиального влияния не оказывает. Только вот в наиболее обеспеченной группе (с доходом более 600 долларов в месяц на каждого члена семьи) доля бизнесменов в два раза выше, чем в среднем по выборке — 24%. Не влияет на склонность к ведению собственного бизнеса и уровень образования. А вот размер населенного пункта — очень даже влияет. Чем меньше город, тем, как правило, проще среднему русскому начать собственное дело. Так среди представителей обеих столиц менее 10% назвались бизнесменами, в то время как среди представителей городов — миллионников — 13%, а среди представителей мегаполисов с населением менее миллиона жителей — 15% заявили, что у них уже есть собственный бизнес.

Еще 11% средних русских твердо намерены через некоторое время открыть собственное дело, не взирая на то — будут ли им созданы особо благоприятные условия для этого или нет. Вот только немного поднаберутся знаний и опыта, и обязательно откроют. Так что минимальный потенциал роста у малого и среднего бизнеса на ближайшие годы — двукратный.

Среди тех, кто сегодня моложе 25 лет 18% девушек и 25% юношей твердо намерены попробовать себя в собственном бизнесе. В следующей возрастной группе (25-34 года) доли снижаются до 12% и 16%, соответственно. Затем — до 6% среди женщин 35-44 лет и 12% среди мужчин этого возраста. Но, и среди тех, кто старше 45 лет 5% мужчин и женщин собираются открыть собственный бизнес через некоторое время.

И на намерение начать собственное дело сегодняшний уровень семейного дохода заметного влияния не оказывает. Также как и образование. Меньше всего доля «будущих предпринимателей» в Санкт-Петербурге — всего 6.5%. Других значимых региональных различий выявлено не было.

Почти 30% участников исследования честно признались, что ни при каких условиях они не станут заниматься собственным бизнесом. Не их это стезя. Среди «отказников» женщин почти в два раза больше, чем мужчин. С возрастом доля не желающих заниматься бизнесом ни при каких условиях заметно возрастает и достигает 38-52% в старшей возрастной группе. С уменьшением размера мегаполиса доля отказывающихся от самой идеи открытия собственного бизнеса снижается: с 35% по обеим столицам до 27% — по миллионникам и до 21% по городам с населением менее миллиона жителей. А вот доход и здесь особой роли не играет, также как и образование.

Для той половины респондентов, которая еще не решила вопрос об открытии собственного дела радикальным образом ( «при любых» / „не при каких“) два условия играют ключевую роль — это: „появление надежных связей, клиентов“ и „появление партнера“.

Если связи и клиенты одинаково важны и для мужчин и для женщин, то появлению партнера женщины придают немного большее значение, чем мужчины их возраста. Менее обеспеченные представители среднего класса (доход в пределах $150-250 на каждого члена семьи) придают чуть большее значение связям и клиентам, чем более обеспеченные граждане (доход свыше $400 в месяц на члена семьи). А вот в партнере представители различных доходных групп заинтересованы в равной мере.

Еще два условия, хотя и менее, но все же весьма важны для среднего класса — это: «возможность получения кредита под нормальный процент» и „получение надежной защиты от возможных „наездов“. Мужчины чуть более заинтересованы в доступном кредите, женщины — в защите от «наездов“. Доступный кредит более необходим менее обеспеченным представителям среднего класса, защита в равной мере нужна всем. Чем меньше город, тем большую значимость имеет доступность кредита.

И если хотя бы одно из этих условий будет выполнено, а в отличие от первой пары, это находится в рамках компетенции государства, то в перспективе 5-7 лет можно будет рассчитывать уже не на двукратный, а как минимум на трехкратный рост предпринимательства в России. А там и до удвоения ВВП не далеко.

Диаграмма

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены