Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Одними блокбастерами кассу не сделаешь

Одними блокбастерами кассу не сделаешь

 

ИГОРЬ Березин

Президент Гильдии Маркетологов

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

 

 

В 3-м квартале 2014-го года посещаемость кинотеатров и сборы от кинопоказа снизились не только по сравнению с предыдущим кварталом, но и по сравнению с 3-м кварталом 2013-го года.

 

 

По данным многолетних наблюдений 3-й квартал на рынке кинопроката всегда показывает чуть более слабые результаты по сравнению с 1-м (на который приходятся главные премьеры начала года) и даже 2-м кварталом каждого года. Все же два летних месяца, на которые приходится пик «отпускного сезона» несколько снижают кино-зрительскую активность.

Не стал исключением и нынешний 2014-й год. Судя по данным, которые регулярно публикует «Бюллетень кинопрокатчика» (http://www.kinometro.ru/box ) посещаемость кинотеатров в 3-м квартале 2014-го года снизилась на 27% по сравнению с 1-м кварталом. Здесь, правда, надо напомнить, что 1-й квартал 2014-го

стал лучшим кварталом по посещаемости и сборам как минимум за последние шесть лет. Снижение посещаемости по сравнению со 2-м кварталом составило в 3-м квартале скромные 8%. Более того, посещаемость кинотеатров в 3-м квартале 2014-го оказалась на 1% ниже, чем в 3-м квартале 2013-го. А такое вообще случается впервые за последние пять лет.

 

Заманчиво списать произошедшее в 3-м квартале снижение потребительской зрительской активности на разворачивающийся экономический кризис и /или отсутствие достойного предложения. Но при внимательном рассмотрения вопроса оказывается, что обе трактовки не состоятельны.

Конечно существенное ухудшение экономической ситуации в России не вызывает сомнений. Обострение внешнеполитической ситуации привело к «войне санкций» и турбулентности на продовольственном рынке. Не этом фоне потребительская инфляция ускорилась до 8 – 9% (с прошлогодних 6 – 6,5%). Продолжила снижаться инвестиционная активность. Начали снижаться мировые цены на нефть. Ускорилось снижение курса рубля по отношению к доллару и евро. Снизились почти до нуля темпы роста в промышленности. После вялого восстановления вновь упали курсы акций ведущих российских компаний. Все это так. Вот только «нормальной» реакцией на экономический кризис обычно является рост спроса на недорогие развлечения к числу которых относится посещение кинотеатров. Так было в 2009-м году у нас. Так было в США и Европе во времена Великой Депрессии и позже – в периоды всех послевоенных кризисов. Если кризис затяжной и серьезно затрагивает сферу занятости, то наряду с ростом посещаемости кинотеатров наблюдается снижение средней цены билета. Поскольку лишившиеся работы граждане используют возможность посещения утренних и дневных сеансов, билеты на которые существенно (в разы!) дешевле, чем на вечерние. Ничего подобного в 3-м квартале 2014-го года не наблюдалось.

Средняя цена билета выросла на 6% по сравнению со 2-м кварталом и вернулась на уровень 1-го квартала 2014-го года. По сравнению с 3-м кварталом 2013-го средняя цена билета увеличилась на 13%, заметно обогнав общую инфляцию потребительского рынка.

 

И на отсутствие достойного предложения, по крайней мере в части так-называемых «блокбастеров», списать снижение посещаемости кинотеатров не получится. Ведь 6 из 15 наиболее успешных в кассовом отношении кинофильмов вышли как раз в 3-м квартале. Это и лидер проката (пока) – очередные «Трансформеры», собравшие 45 млн. дол. в российском прокате. И – «Стражи галактики» с кассой в 37,7 млн. дол. и третьим (пока) местом. И – «Черепашки-нинзя» с кассой в 29 млн. дол. и 6-м местом. И – замыкающий десятку «Геракл» с кассовыми сборами в 22,7 млн. дол. И расположившаяся на 12-м месте «Планета обезьян. Революция», с 21 млн. дол. кассовых сборов. И вышедшая уже в конце квартала «Люси»,  тем не менее успевшая до конца квартала собрать более 20 млн. дол.

Совокупные сборы в российском прокате шести блокбастеров 3-го квартала составили 175 млн. дол. США. Это ровно в два раза больше совокупных сборов от трех блокбастеров 1-го квартала. И на 6% больше совокупных сборов от шести блокбастеров 2-го квартала. Так что дело вовсе не в блокбастерах.

 

Относительный «провал» 3-го квартала объясняется отсутствием кассовых картин «второго эшелона» - фильмов, собирающих в прокате от 10 до 20 млн. дол. США. В третьем квартале 2014-го на российские экраны не было выпущено ни одного такого фильма. А в 1-м квартале (который, напомним, стал рекордным по посещаемости и сборам за последние 10 лет) таких фильмов было девять. Во 2-м квартале – два.

Чуть-чуть не дотянул до заветной «десяточки» второй «Мачо и ботан». «Поддубный», несмотря на массированную рекламу даже близко не сумел повторить успех «Легенды №17» и довольствовался «жалкими» 6,3 млн. дол. в прокате. Ровно столько же собрали практически не рекламировавшиеся «Шаг вперед» и «Домашнее видео». Не оправдали надежд и третьи «Неудержимые», собравшие всего 7,5 млн. дол. «Типа копы» собрали 5 млн. дол. «Король сафари» - менее 2,5 млн. дол. «Виноваты звезды» - 2 млн. дол. прокатных сборов. Все эти фильмы стартовали с 1000 копий.  «Навстречу шторму», стартовавший на 1100 экранах собрали только 6,7 млн. дол. «Посвященный», с таким же количеством копий – менее 4 млн. дол.

 

Настоящим провалом стал второй «Город грехов», вышедший аж на 1900 копиях, активно рекламировавшийся на трех телеканалах, и собравший жалкие 7,3 млн. дол. Еще один болезненных провал – «Тайна четырех принцесс» - 1090 копий, 1,5 млн. кассовых сборов. Не оправдали надежд «Самолеты: огонь и вода», собравшие со стартовых 1400 копий всего 6,5 млн. дол. «Корпоратив» с 1300 копиями собрал менее 5 млн. дол. Аналогичные показатели у – «Оз: возвращение в изумрудный город».

 

 

 

А вот «Избави нас от лукавого» можно было выпустить не на 800 копиях, а хотя бы на 1200 и чуть-чуть простимулировать рекламой. И уж он то точно собрал бы больше 10 млн. дол., а то и все 15. Ведь и при своих скромных выходных параметрах он набрал 8,8 млн. дол. кассовых сборов. Что в десять раз превосходит кассовые сборы «История дельфина:2» и «Человек ноября», хотя оба эти фильма были выпущены на 900 копиях.

 

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что снижение посещаемости кинотеатров и сборов от кинопоказа в 3-м квартале 2014-го года есть результат недоработок прокатчиков по картинам «второго эшелона». Тщательней надо их отбирать, избирательно продвигать, оперативней реагировать на результаты первого уикэнда. А экономический кризис и сезонные факторы здесь вовсе не при чем.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены