Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

О профессии - Директор по маркетингу (или начальник отдела маркетинга)

Автор: Д.А. Шевченко
Начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности РГГУ.
заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ

Директор по маркетингу должен знать о продукте практически всё, начиная со стадии производства и заканчивая запуском этого продукта на рынок. Следовательно, он должен обладать различными навыками: маркетолога, бренд-менеджера, менеджера по рекламе и др.

Задача директора по маркетингу — направлять организацию в сторону наиболее многообещающих возможностей. Ему необходимо осознавать понятие «прибыль» несколько шире, чем это подразумевает бухгалтерская трактовка. Прибыль от продаж, денежный поток, чистая текущая стоимость, возврат инвестиций, оборачиваемость активов и другие подобные показатели могут привести к катастрофическим последствиям, если их применять по любому поводу. Поэтому директору по маркетингу необходимо глубоко понять значимость портфелей товаров и рынков и связанных с ними политики.

Для директора по маркетингу все строго.

Он должен иметь: высшее профессиональное (экономическое или инженерно-техническое) образование; стаж работы по специальности в области маркетинга не менее 5 лет. Компетенции претендента измеряются его опытом работы в среднем и крупном бизнесе. О них можно судить по его отраслевых успехах и достижениях.

Он должен знать:

  • Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по организации маркетинга и оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка.
  • Методы определения платежеспособности спроса на выпускаемую продукцию и порядок разработки перспективных и текущих планов производства и сбыта продукции.
  • Основные технологические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства производимой продукции, ее отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки.
  • Методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
  • Экономику производства.
  • Организацию рекламного дела.
  • Методы изучения мотивации отношения потребителей к выпускаемой продукции.
  • Условия поставки, хранения и транспортировки продукции.
  • Способы и методы работы с дилерами, средствами массовой информации.
  • Организацию ремонтного обслуживания.
  • Порядок рассмотрения и подготовки ответов на претензии и рекламной документации.
  • Стандарты и технические условия на продукцию предприятия.
  • Основы технологии, организации производства, труда и управления.
  • Организацию учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации продукции.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Основные компетенции и должностные обязанности директора по маркетингу:

  1. Осуществляеть разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции, прогнозирования потребительского спроса на продукцию предприятия, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
  2. Обеспечивать участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.
  3. Координировать деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).
  4. Организовывать изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества.
  5. Осуществлять контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и претензиях, мотивацией определенного отношения потребителей к продукции предприятия.
  6. Организовывать разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования потенциальных показателей и расширения рынков сбыта.
  7. Готовить предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
  8. Осуществлять методическое руководство дилерской службой и ее обеспечение всей необходимой технической и рекламной документацией.
  9. Участвовать совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.
  10. Обеспечивать руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия, готовит предложения по технически обоснованному планированию и производству запасных частей (по количеству и номенклатуре).
  11. Осуществлять надзор за правильность хранения, транспортировки и использования продукции.
  12. Руководить работниками отдела.

А также (или дополнительные навыки, необходимые директору по маркетингу):

Начальнику маркетинга необходимо шире понимать, что такое «прибыль», чем это подразумевает бухгалтерская трактовка. Прибыль от продаж, денежный поток, чистая текущая стоимость, возврат инвестиций, оборачиваемость активов и другие подобные показатели могут привести к катастрофическим последствиям, если их применять по любому поводу. Поэтому директору по маркетингу необходимо глубоко понять значимость портфелей товаров и рынков и связанных с нею политики.

Крупные западные FMCG-компании уже имеют своих директоров по маркетингу и потребность в них возникает эпизодически, например, когда заканчивается контракт приглашенного зарубежного специалиста

О необходимых личных качествах (или кто может быть директором по маркетингу):

Человек более рационалистичный и прагматичный. Ответственность и исполнительность – качества, которые не требуют комментариев. И самое важное для директора по маркетингу, также, как и для всех директоров – это умение слышать сотрудников, организовать командную работу, где цели корпорации и цели каждого удовлетворялись бы гармонично.

Обычно начинающий маркетолог приходит в компанию на должность ассистента бренд-менеджера, позже становится младшим бренд-менеджером, далее бренд-менеджером одной торговой марки, потом переходит на группу товаров. Лишь после этого он может стать директором по маркетингу. Соответственно, бренд-менеджер крупной компании может стать директором по маркетингу компании меньшего размера.

В первую очередь работодателя интересует личный опыт соискателя. И только во вторую очередь образование. Предпочтение отдаётся претендентам с экономическим образованием, иногда ориентируются на выпускников каких-то определённых вузов.

Я уверен, что в активе такого человека должны присутствовать 5-6 достаточно известных брендов, которые он «запустил».

Пройти путь от стажёра до директора по маркетингу быстрее, чем за 6-9 лет, весьма сложно даже в условиях бурного роста экономики и самой компании.

Практика показывает, что вырасти до позиции директора по маркетингу с позиции специалиста внутри одной компании практически невозможно.

О доходах (или какая зарплата ожидает хорошего директора):

Может быть, мой ответ кого-то удивит, но сегодня уровень заработной платы директора по маркетингу в российской компании может быть на несколько порядков выше, чем у человека на данной позиции в представительстве западной компании или совместном предприятии (конечно, если он не экспат). Это объясняется тем, что руководство отечественных компаний просто переманивает специалистов с опытом работы в известных зарубежных фирмах.

Разброс велик: от $3 тыс до $12 тыс. – все зависит от масштабов организации, уровня ответственности специалиста, объемов поставленных задач.

Следовательно, он должен обладать различными навыками: маркетолога, бренд-менеджера, менеджера по рекламе и др.

О спросе (или востребованности на рынке труда):

Иметь в штате директора по маркетингу сегодня считают нужным не только западные компании, но и российские. Причем даже в таких неожиданных индустриях, как игровой бизнес или спорт. Разобраться в том, какие требования предъявляются к специалистам, занимающим эту должность

Шевченко Дмитрий