Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Материалы Научно-практического семинара "Маркетинг образования: проблемы и перспективы".

31 января 2002 г. В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по адресу Москва, Нежинская ул., д. 7 (http://www.mesi.ru) прошел научно-практический семинар «Маркетинг образования: проблемы и перспективы».

Семинар открыл ректор МЭСИ, президент Международной академии открытого образования В.П.Тихомиров. Если честно, давно маркетологи образования мечтали услышать от действующего ректора, да еще одного из крупнейших уважаемых вузов страны, такую заинтересованность в использовании возможностей маркетинга (подробнее конспект выступления ректора МЭСИ В.П.Тихомирова см. здесь).

На семинаре выступили три члена Гильдии маркетологов.

Президент Гильдии, руководитель научно-аналитической группы журнала «Эксперт» И.С.Березин выступил с докладом „Средний класс на рынке образовательных услуг“. По его оценкам, расходы на те или иных цели по статье „Образование“ в 2001 г. имели около 60% семей российского среднего класса, т.е. от 4 до 6 млн. семей, в среднем 800-900 долларов на семью, что составляет около 5% их совокупных расходов. Это позволяет оценить общие расходы на образование только россиян среднего класса в 3,2-5,4 млрд. долларов. Даже если предположить, что на средний класс приходится 90% расходов всех россиян на цели получения образования, объем российского рынка образовательных услуг в 2001 г. можно оценить в 3,5-5 млрд. долларов, что в 2-3 раза превышает официальные данные Госкомстата РФ (подробнее тезисы выступления И.С.Березина см. здесь).

В выступлении помощника по маркетингу ректора РГГУ, руководителя отдела маркетинга и информационного менеджмента этого вуза и координатора проектов Гильдии маркетологов Д.А.Шевченко были представлены и проанализированы результаты маркетингового обследования молодежного рынка труда г. Москвы. Выявлено, что пока рынок образовательных услуг плохо коррелируется с реальным сектором экономики, а профессиональные и квалификационные параметры молодых специалистов не соответствуют требованиям работодателей (подробнее материалы выступления Д.А.Шевченко см. здесь).

На семинаре с эмоциональным и содержательным докладом выступил заместитель заведующего кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ, научный руководитель Гильдии маркетологов профессор А.П.Панкрухин. Он предложил новый взгляд на понимание ключевой категории маркетинга — потребителя в сфере образования. По его мнению, в качестве потребителей должны восприниматься не только обучающиеся и претенденты на обучение, работодатели и т.п., но и сами преподаватели. Ими востребованы далеко не только вознаграждения, но и прежде всего нормальные условия для педагогического процесса, возможности профессионального роста и общественного признания результатов их труда. Отдельно были рассмотрены проблема диплома единого образца и перспективы более целенаправленного использования государственных образовательных стандартов с ориентацией на потребителя, на заблаговременное предоставление ему информации о будущих образовательных услугах и приращении ценности личности (подробнее тезисы доклада А.П.Панкрухина см. здесь).

На семинаре с интересными сообщениями об опыте проведения конкретных маркетинговых исследований также выступили многие преподаватели и организаторы образования как г. Москвы, так и других регионов России (тематика выступлений представлена в Интернет по адресу http://www.mesi.ru/forum1/sod.html).

  • Сагинова О. В. директор Международной школы бизнеса РЭА им. Г.В.Плеханова, тема «Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы»;
  • Лавров А.М, профессор, заведующий кафедрой маркетинга Кемеровского государственного университета, тема «Применение концепции маркетинга при подготовке специалистов с высшим образованием»;
  • Лукашенко М. И. директор центра апробации и внедрения экспериментальных образовательных технологий МЭСИ, тема «Маркетинговые коммуникации в системе открытого образования»;
  • Голдобин Н. Д., Ярославский филиал МЭСИ, тема «Исследование роли маркетинга в системе послевузовского образования»;
  • Карасев А. П., Ярославский филиал МЭСИ, тема «Маркетинговое исследование поведения потребителей на рынке образовательных услуг» и др.