Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Кризис алкогольного рынка- прогнозы и последствия

338.4:338.439:338.439.5

Киселев В.М., д.т.н., профессор

Орлов А. А., аспирант кафедры маркетинга и рекламы

Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО РГТЭУ

 

КРИЗИС АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА: ПРОГНОЗЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

 

2008 г. ознаменовался как год рецессии в экономике развитых стран мира, в том числе тех, которые играют роль ключевых игроков на рынке алкогольных напитков. Какие перспективы ожидают мировой алкогольный рынок в кризисные 2009-2010 гг.? Делать прогнозы дело неблагодарное, однако мы попытаемся на основе наметившихся тенденций, обзорно определить самые важные явления этого важного для экономики РФ рынка. В условиях кризиса на алкогольных рынках, как мы полагаем, обозначатся нижеследующие тенденции.                                        

Зарубежный рынок:                                                                                                                                            

  • Сокращение объемов производства вин категории «контролируемых по наименованию и по происхождению», приблизительно на 3-4%. По странам Нового света сокращение этих показателей можно ожидать на 0,5-1%;                                                                                                                                                     
  • Сокращение площадей виноградников, в первую очередь в таких традиционных странах виноделия как Франция, Италия, Испания, Австрия, Германия. Причем тренд развития винной индустрии стран ЕС будет не в пользу стран Северной Европы. Лидером по площади виноградников и по объемам может выйти Италия в Старом свете и Аргентина — в Новом. Тенденция выхода Аргентины в лидеры рынка может быть обусловлена экономическими аспектами. Дешевая рабочая сила, возможность внутреннего роста винопроизводства.;                             
  • Объем мирового рынка по винам и виноматериалам сократится на 8-10%. Причем производство снизится за счет среднего ценового сегмента ($15-$20 за бутылку). Премиальный сегмент, практически, не пострадает. Вино стоимостью в $50-$150 за бутылку останется на рынке востребованным даже в кризис, только реализация его переместиться из HoReCa в обычные супермаркеты и специализированные бутики. В меньшей степени пострадает сегмент в $2-3$ за бутылку, потому что культура потребления вина, это неотъемлемая часть социокультуры «западного общества», отказаться от него вообще будет не возможно;                                                                                                                            
  • Качество вина, в общем, тоже изменится. И дело не в потеплении климата, возрастных изменений площадей виноградников, а в изменении способов дистрибьюции вина. Безусловно, кризис способствует внедрению инновационных технологий, однако именно это обстоятельство оставит на рынке только крупных игроков. Раньше, а сейчас все более очевидным становится то обстоятельство, что производители, либо кооперативы производителей поглощаются крупными корпорациями, имеющими в своем бренд-портфеле не один десяток именитых и прославленных имен. А крупны корпорациям важны объемы, но не качество. Безусловно, соблюдение параметров стандартного качества с типологическими характеристиками никто не будет отменять, но и стремиться к повышению этих требований никто не будет. Надеясь на силу маркетинга, технологий продаж, крупные корпорации будут стремиться к повышению объемов реализации, и, как следствие, — падение качества. Лишь не многие, значимые игроки винного рынка, имеющие «собственное имя» вина, смогут сохранить себя и свое производство, не будучи поглощенными кем-либо .

Российский рынок:

  • Винная индустрия в РФ будет переживать стагнацию на протяжении всего 2009 г. Объемы производства вина сократятся до 67-68 млн. дал. При этом доля импорта в общем объеме продаж вина будет превалирующей, составит около 55 млн. дал., т.е. снизится лишь на 8%, тогда как продажи вина отечественных производителей составят лишь около 13 млн. дал., т.е. сократятся на 40%;
  • Борьба поставщиков вина (импортеров) с местными производителями за региональные рынки, будет происходить выдавливание вин, произведенных в РФ, зарубежными винами. Причем эта борьба развернется за сегмент вин стоимостью в 150-200 руб. за бутылку. В дешевом сегменте до 100 рублей за бутылку между собой будут конкурировать только российские вина; причем покупатели, по мере снижения достатка, уже второй год активно переключаются на покупку вина в пакетах по 50 рублей за 1 литр или к винам до 65 рублей за бутылку. Конкуренция вина такого типа в этом сегменте будет только расти. Может резко вырасти спрос на сегмент артефактных портвейнов с ценой до 30 руб. за бутылку;
  • В условиях кризисного сокращения филиальных – представительских структур вновь важнейшим звено будет дистрибьютор, который имеет непосредственную связь с местами продаж и активно реагирует на возникающие проблемы продвижения своих товаров.
  • Изменится внутренняя структура потребления алкогольных напитков. Утвердившаяся за последние 20 лет тенденция потребления крепких алкогольных напитков, как «национальной особенности», еще больше усилится. Потребление напитков такого типа достигнет объема 250 млн. дал в год, и, возможно будет поставлен новый национальный рекорд – 270 млн. дал;
  • В связи с тяжелой экономической ситуацией, вероятно, вновь будут пересмотрены ставки акцизов на алкогольные напитки: увеличение ставок на крепкие напитки, не позволит избежать такой же участи пиву и винам;
  • Рост регионального «сепаратизма» или защита местных рынков будут обусловлены открытым лоббированием товаров местных производителей, т.е. административным давлением на внешних (по отношению к местному рынку) дистрибьюторов и розничных продавцов. Федеральные органы власти не станут копаться в таких мелочах (есть алкоголь в продаже и ладно)- главная задача залатать бюджетные дыры субъектов федерации и повышение ставок акциза в этом отношении как нельзя кстати;
  • Будут идти переделы и перераспределение собственности, в частности на рынке шампанских и игристых вин за торговую марку «Советское шампанское полусладкое», смена группы производителей этой торговой марки; при этом вероятность как роста, так и спада потребления шампанского под данной торговой маркой равнозначны. Также однозначна судьба этого бренда через год (вступление в ВТО неминуемо): в лучшем случае оно станет „Советским игристым“ полусладким.

Итоги кризисного 2009-2010 годов вряд ли будут грандиозными, но эти годы необходимы для переоценки ценностей на алкогольном рынке России, замены неэффективных игроков, внедрения инновационных методов и технологий как производства и распределения алкогольных напитков, так и их потребления.

В целом, такие годы, даже при условии отсутствия естественной экономической динамики, нужно было бы специально устанавливать, как переучет, привычный для розничных продаж или, скажем, санитарный день. Для рынка, развивающегося в климате неопределенности как предложения, так и спроса, один-два года некоторых испытаний солидарно с мировым сообществом, не станут критичными и драматичными. Пережили ведь в восьмидесятых годах прошлого века крестовый поход горбачевской инквизиции на отечественных производителей алкогольных напитков! И что в результате – переключение товарного производства с вина на водку, ее иконизирование и канонизация в статусе национального мученика. Буржуйские напитки типа вина и коньяка вот уже почти четверть века не приживаются на земле, политой праведными слезами потребителей водки, на права которых была совершена попытка покушения со стороны родной советской власти.

Российский парусник «Надежда» из сорока месячной качки, выйдет, пусть и без помпезного блеска, но с тугими от свежего ветра алыми парусами, устремленными в будущие горизонты улучшения качества жизни, легко обойдя на рейде вечно любимый в народе, всегда неизменный, хоть и изрядно потрепанный, истинно российский барк „Авось“.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены