Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Карта рынка (Предварительные замечания)

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43

Президент Гильдии Маркетологов,

По поручению Совета Гильдии.

Дискуссия, вызванная обнародованием «рейтинга» 25 исследовательских компаний, подготовленным Дмитрием Пономаревым, а также более ранними публикациями в журнале „Индустрия рекламы“ привела нас к следующим промежуточным выводам:

1) Выстраивание исследовательских компаний по показателю оборота в 2002-м году есть не рейтинг, а ренкинг. В условиях, когда данные об обороте носят отрывочный и «неофициальный» характер эта информация скорее может ввести пользователя в заблуждение, чем оказать помощь в принятии решения. Тем более, что одного критерия, пускай и такого важного как оборот, недостаточно ни для составления рейтинга (а не ренкинга), ни для принятия взвешенных решений.

2) Тем не менее, ориентиры для принятия решения о работе с той или иной исследовательской компанией или группой российскому бизнесу нужны и Гильдия Маркетологов обязательно вернется к вопросу составления корректного рейтинга, построенного с учетом квалифицированного мнения многих заинтересованных сторон. Но, сначала необходимо составить элементарную «КАРТУ Рынка». Что мы и начали делать.

Во-первых, мы представляем Список российских компаний членов ESOMAR. Их 27. И в это число вошли почти все крупные и, наверное, до половины средних (по числу сотрудников и обороту) компаний проводящих исследования в России.

Во-вторых, мы представляем списки компаний, представляющих в России крупные международные исследовательские сети и крупнейшие российские независимые компании. Это важно. Мировой рынок маркетинговых исследований устроен примерно так: две трети общего оборота приходится на глобальных игроков, одна треть — на местных. Заказчикам, по какой либо причине заинтересованным в проведении исследования по одному из западных стандартов или методологий имеет смысл обращаться к партнерам международных сетей. Тем, кто заинтересован в большей гибкости и более полном учете российской специфики стоит обращаться в независимые российские исследовательские компании.

В-третьих, мы разделили исследовательские работы на несколько условных «номинаций» и постарались обозначить наиболее заметных игроков в каждой „номинации“:

  1. Синдикативные (подписные) исследования.
  2. Количественные ad hoc (опросы, анкетирование и т.п.).
  3. Качественные ad hoc (фокусирование в группе, глубинные интервью и т.п.)
  4. Социально-политические исследования.
  5. Ритейл-аудит.
  6. Медиа-исследования
  7. Мониторинг СМИ.

По тому, в какое число «номинаций» попала компания можно судить о степени диверсификации ее услуг в области исследования рынков. Именно эти „номинации“ на сегодняшний день отражают „специализацию“ компаний, поскольку отраслевая специализация, насколько нам известно, еще только начинает складываться.

В-четвертых, мы даем небольшой список компаний, имеющих собственные филиальные сети. Конечно, любая крупная, да и те только крупная компания в состоянии организовать проведение любого исследования в 10-15-20 точках, которыми обычно являются крупнейшие города России. Привлекая субподрядчиков. Организовать проведение исследования в 5-7 точках с привлечением субподрядчиков может и небольшая компания или независимый консультант. Но, лишь наличие собственной филиальной сети может в полной мере обеспечить единство стандарта по проведению исследования и высокое качество, при относительно сжатых сроках выполнения работ и без существенного роста себестоимости, а следовательно и цены.

На очереди — региональная часть «КАРТЫ Рынка». Пока мы сознательно не включили в рассмотрение региональные компании, но обязательно вернемся к этому вопросу в ближайшее время.

Еще один важный вопрос, требующий отдельного рассмотрения — специализированные (по конкретным отраслевым рынкам) компании. Пока отраслевая специализация не сложилась, но она уже начинает складываться.

Мы отдаем себе отчет, что списки далеко не полны, и далеко не закрыты. Они составлены по открытой информации, доступной для анализа. Небольшое число экспертов, любезно согласившихся принять участие в этой работе (pro bono) снижают субъективизм не так значительно, как нам бы того хотелось. Мы приглашаем к конструктивному диалогу и сотрудничеству всех профессионалов, заинтересованных в повышении прозрачности российского рынка исследований. И будем благодарны за любую достоверную информацию, содержательную критику, альтернативные точки зрения. В тоже самое время мы оставляем за собой право на собственное Видение, и на его трансляцию всеми доступными нам способами сообществу российских маркетологов.

Российские компании — члены ESOMAR. 2003 год. Алфавитный порядок.

  1. A/R/M/I Marketing
  2. ACNielsen
  3. Business Analytica
  4. Business and Marketing Analytic Centre
  5. CESSI — Institute for Comparative Social Research
  6. COMCON — Group Media & Market Research
  7. GFK RUS
  8. GIM — Gesellschaft fur Innovative Marktforschung (Moscow office)
  9. IMCA
  10. IPSOS — F.Squared
  11. Magram Market research
  12. MART & Co
  13. MASMI Moscow
  1. Monitoring.ru Group
  2. Niccolo M Group
  3. O+K Marketing+Consulting
  4. Qualitative Quest
  5. RAI Vostok
  6. ROMIR Research Group
  7. SAMI
  8. Synovate (formerly MEMRB Moscow)
  9. TNS Gallup media
  10. TNS Marketing Information Center
  11. Toy Opinion
  12. Utex MR
  13. Validata
  14. VCIOM

Сетевые агентства

  • ACNielsen
  • GFK RUS
  • TNS
  • COMCON — Group Media & Market Research
  • IPSOS — F.Squared
  • Business Analytica
  • A/R/M/I Marketing / Milword Braun
  • Synovate (formerly MEMRB Moscow)

Крупнейшие российские независимые компании

  • ROMIR-Monitoring
  • VCIOM
  • ФОМ
  • Magram Market research
  • Validata
  • RPPG

Количественные ad hoc.

  • ROMIR-Monitoring
  • GFK RUS
  • COMCON — Group Media & Market Research
  • MASMI Moscow
  • IPSOS — F.Squared
  • A/R/M/I Marketing
  • Magram Market research
  • TNS MIC

Качественные ad hoc.

  • IPSOS — F.Squared
  • COMCON — Group Media & Market Research
  • ROMIR-Monitoring
  • Magram Market research
  • Validata
  • MART & Co
  • GFK RUS

Социально-политические исследования.

  • ФОМ
  • ROMIR-Monitoring
  • VCIOM
  • CESSI — Institute for Comparative Social Research
  • РНИСиП
  • ЦСИ МГУ

Медиа-исследования

  • TNS Gallup media
  • COMCON — Group Media & Market Research
  • ROMIR-Monitoring
  • GFK RUS

    Mониторинг СМИ 

  • TNS / Gallup Adfact
  • RPRG
  • Эспар-Аналитик

Ритейл-аудит

  • ACNielsen
  • Business Analytica
  • Synovate (formerly MEMRB Moscow)
  • GFK RUS

Синдикативные исследования (кроме ритейл-аудита и медиапанели)

  • COMCON — Group Media & Market Research
  • GFK RUS
  • ROMIR-Monitoring

Крупнейшие компании с собственной филиальной сетью

  • ROMIR-Monitoring (24 филиалов в России и СНГ)
  • VCIOM (12 филиала в России)
  • COMCON (9 филиалов в России и СНГ)

Березин Игорь