Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Исследователи сосредотачиваются - итоги 9-го ежегодного опроса Гильдии Маркетологов

Исследователи сосредотачиваются

ИГОРЬ Березин
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

27 декабря Гильдия Маркетологов завершила очередной – девятый Ежегодный опрос «О развитии рынка маркетинговых услуг в России». В нем приняли участие 458 экспертов. Половина из них являются руководителями (или заместителями руководителей) компаний. Каждый пятый – руководитель службы или отдела маркетинга. 15% — специалисты отделов маркетинга, 5% — консультанты. Треть экспертов представляют крупные компании, треть – средние и еще треть – небольшие. Половина участников опроса – москвичи; вторая – представляет 30 крупных российских городов. Половина экспертов работает в сфере рекламы, маркетингового консалтинга и исследований рынка; вторая – в торговле (13%), производстве (19%) и сфере услуг (23%).

По мнению участников опроса в 2009-м году очень сильно (на треть) сократилось количество исследовательских компаний реально работающих на рынке – см. Диаграмму 1. Ключевое слово здесь – реально. Иные справочники и «базы данных» содержат до 600 позиций, учитывающих различные фирмы, организации и трудовые коллективы (временные), заявляющие себя в качестве исследовательских. По количеству реально работающих компаний рынок маркетинговых исследований вернулся к уровню 2004-2005 гг.

Поскольку из крупных и известных средних компаний практически никто не покинул рынок можно сделать напрашивающийся вывод о том, что сокращение произошло за счет небольших и непрофильных коллективов. Что, на самом деле, не совсем и не плохо – с уходом более слабых агентств средний уровень оставшихся на рынке автоматически повышается.

Диаграмма 1. Динамика изменения оценки числа реально работающих на рынке исследовательских компаний. 2003-2009 гг. Данные – опрос Гильдии.

По взвешенной оценке объем рынка маркетинговых и социологических исследований в рублях практически не изменился и составляет, как и в 2008-м году около 8,5-9 млрд. В долларах объемные показатели снизились на 20% (пропорционально росту среднегодового курса доллара по отношению к российскому рублю) и составили около 285 млн. – см. Диаграмму 2.

В начале 2010-го года были обнародованы оценки общественного объединения ОИРОМ, полученные путем тайной оценки оборотов 15-20 исследовательских компаний членов объединения и экспертной оценки совокупной доли членов ОИРОМ на рынке исследований. По оценки ОИРОМ объем рынка исследований в России в 2009-м году составил 265 млн. долларов США.

Очень приятно, что расхождения между оценками Гильдии и ОИРОМ, полученными совершенно различными методами, в очередной раз не превысили 10%. ОИРОМ традиционно оценивает рынок более скромно. Возможно это происходит по причине некоторого преувеличения совокупной доли компаний, входящих в это объединение. Возможно происходит недоучет объемов исследований не относящихся к традиционным: интернет — опросов, методики «таинственный покупатель», продажи готовых исследовательских продуктов. В любом случае, стоит это повторить еще раз, — расхождение между нашими оценками весьма незначительное.

По частной экспертной оценке около 65% рынка приходится на долю 10-15 крупных исследовательских компаний. Половина из них является дочерними структурами международных исследовательских и/ или коммуникационных холдингов. Около 20% рынка – совокупная доля 30-35 компаний среднего размера. 5-7% — делят между собой 15-20 узко специализированных компаний. И 8-10% рынка приходятся на долю 120-140 небольших компаний.

Диаграмма 2. Динамика оценки объема рынка маркетинговых и социологических исследований. 2001-2009 гг. Данные – опрос Гильдии.

Настроения участников опроса в конце 2009-го года стали намного более оптимистичными по сравнению с концом 2008-го года. Так в конце 2008-го года более 40% участников опроса Гильдии считали, что в 2009-м году объем рынка исследований «значительно сократится» — см. Диаграмму 3. Еще раз с удовольствием отметим, что эти опасения не оправдались. Лишь один из семи экспертов год назад прогнозировал стабильность объемных показателей, а один из шести – рост рынка. Теперь „значительное сокращение“ объема рынка прогнозируют только 13% экспертов.

В конце 2009-го почти половина участников опроса прогнозировали, что в 2010-м году объемы рынка маркетинговых исследований возрастут. Каждый десятый эксперт рассчитывает на «существенный» рост рынка — на 20% и более.

Диаграмма 3. Ожидания участников опроса Гильдии относительно изменения объема рынка маркетинговых исследований в следующем году.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены