Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Инновации на Селигере

 

 

 

Инновации на Селигере.

 

  Российское сознание легко и быстро трансформируется. Мы на генетическом уровне приучены реагировать на рекомендации и указания царя, партии, президента. Это одна из особенностей, о которой впервые услышал несколько лет назад от Евгении Громовой, президента группы компаний «WorkLine». В июле нашел очередное подтверждение данного тезиса.

Селигер. Слово, ассоциативный ряд которого очень сильно изменился.

Буквально несколько лет назад других ассоциаций, кроме озера, отдыха, центральной России не существовало. А сейчас Селигер это: молодежь, форум, творчество, технологии, инновации.

  9 июля завершила свою работу смена «Инновации и техническое творчество» на Всероссийском молодежном Форуме „Селигер -2011“. Межрегиональная общественная организация „Академия менеджмента и рынка“ (АМИР), которая в этом году являлась организатором обучения молодых инноваторов обратилась ко мне с предложением провести несколько тренингов. В том числе были запланированы обязательные с моей точки зрения темы: навыки презентации и публичного представления инновационных бизнес-идей, аргументация своей позиции. В России нет проблем с креативностью, творчеством, инновационными идеями. Я выйду за рамки данной статьи, если буду приводить подробные доказательства. Скажу лишь, что ассортимент игрушек для наших детей в два раза больше, чем в Западной Европе, а в Исландии введена государственная программа развития творческих способностей у детей, так как по исследованиям психологов достигнут определенный порог, после которого начнется деградация нации. На своих тренингах креативности я вижу, что у нас нет дефицита идей. Есть боязнь оценки коллегами, страх показаться глупым, внутренняя скованность. Только постепенно удается вывести участников за рамки общепринятой номы и привычных стереотипов. Часто использую прием прослушивания классической музыки за чашкой кофе и выполнение задания: выбор аудиального сопровождения или создание основы эмоциональной платформы бренда, определение ключевого сообщения/слогана и т.д. И когда, наконец возникает групповое ощущение, что невозможное возможно, рождаются  из „ниоткуда“ самые различные и оригинальные бизнес — решения. Именно в эти моменты участники понимают, что существуют проблемы связанные с формализацией своих идей, которые уже есть в сознании, но находящиеся за барьерами собственных привычных представлений. Есть сложности также с презентацией, продвижением нестандартных, латеральных подходов и решений. Другими словами, мы не может адекватно коммерциализировать то, что уже находится в зоне инноваций.

  У нас иные ценности, в отличии например от американцев, которые как раз нацелены на бизнес и коммерцию, а собственных идей почти нет. Что легко решается с помощью импортирования интеллектуальной и творческой молодежи из других стран. Надеюсь, что комплексные государственные мероприятия, включая молодежные форумы, остановят тех, кто уезжает вместе со своими идеями из нашей страны. А мы осознаем, возможно самую ценностную национальную идею: Инновационная Россия. На Форуме я увидел огромный потенциал, который есть у молодого поколения. Внес свою лепту в его развитие, когда проводил тренинги. Выбрал темы: публичные выступления, презентация и аргументации. Как маркетолог и тренер я понимаю, что именно в этом находится проблемное поле отечественных инноваций. Была и вторая причина: тренинги по коммуникациям для меня в определенной степени отдых, по крайней мере, level напряжения и время затрачиваемое на подготовку программ по маркетингу на один-два порядка выше. В итоге я воспользовался возможностью быть полезным и одновременно на несколько дней вздохнуть от Московской суеты.

   Несмотря на рискованные условия проведения (в учебном шатре, группы по 40 человек),  я доволен результатом. Состоялось активное взаимодействие и драйв, который наступает, если удается, не раздумывая отвечать на каверзные и неожиданные вопросы, реагировать на изменения групповой динамики, вовлекать всех участников  в процесс отработки умений. И когда в завершении программы, возникает уверенное внутреннее чувство, что группа начинает переходить на уровень навыка, ты понимаешь, что многое удалось. «У Вас был интерактив и entertainment» — так в кулуарах охарактеризовали мои тренинги контроллеры Форума. „Группа контроля“ в определенной степени отвлекала от процесса. Они приходили, уходили, что-то  записывали и даже задавали вопросы прямо во время мануалов тренинга участникам на периферии place of couching. Я использовал простой прием нейтрализации: вытаскивал „народный контроль“ к флипчарту, активно вовлекая их в программу тренинга и тогда они либо участвовали в процессе, либо при отказе были вынуждены переключаться на проверку другой группы. Условия моего тренинга: полное вовлечение и участие каждого. Тренинги построены по принципу: рассказываю, делаем, обсуждаем и применяем, моделируя игровые ситуации плюс эмоциональные якоря и примеры из собственного опыта продаж, маркетинга, примеры коллег, клиентов, друзей, и обязательно современные методологии западных бизнес-школ.

  Я с уважением отношусь к маркетологам, написавшим кандидатские и докторские диссертации. Возможно, не возьмусь за этот многотрудный и необходимый этап преподавательской карьеры. Но проблема в том, что написание диссертации учит писать, а нужно Говорить. И не только. Общеизвестный тренд высшего образования на Западе: последние десятилетия слушатели хотят видеть за кафедрой вузовской аудитории людей с тренерским подходом к формированию и проведению лекций и семинаров. Данные тенденции выявлены и у нас в России, около семи лет назад. И лишь некоторые преподаватели соответствуют ожиданиям потребителей — слушателей и владеют модерацией, проводят workshop и тренинги. Сейчас получить полноценное тренерское образование стоит дорого, так как именно эти умения и навыки становится востребованным на рынке образовательных услуг. Звезды в этом бизнесе при очном обучении обходятся в астрономическую сумму за час. Но откровенно рекомендую книги и видеофильмы тренеров, у которых долго и трудно учился сам. Это: Радислав Гандапас, Анна Моносова, Марк Кукушкин. Start up развитию моих тренерских навыков дал Радислав на специальном мастер-классе для тренеров. Затем 12 дней и 3 ступени обучения у Анны Моносовой. И в завершении 9ти часовой сериал» Тренинг для тренеров» от Марка Кукушкина. Свой вклад в формирование меня, как тренера внесли также Никита Непряхин, Густав Водичка и еще несколько человек. Получился своеобразный coaching mix с такими смыслоотличительными различиями между мной и учителями, что на Форуме после тренингов участники просили мою книгу о технологии эффективного публичного выступления, хотя ранее читали знаменитую «Камасутра для оратора» Радислава Гандапаса. Мой личный опыт в бизнесе, маркетинговый подход в формировании публичного выступления, как полноценного рыночного продукта с применением психологических и даже медицинских знаний дает участникам совершенно иной инсайт.

  Акцентирую: многие из нас, маркетологов уже пришли или скоро придут в аудитории в качестве преподавателей, или в любом случае в процессе развития карьеры будут вновь и вновь формировать и образовывать свою команду в различных компаниях. И тренерские  умения и навыки обязательно окажутся востребованными. А если говорить о слушателях ВУЗов, особенно программ профессиональной переподготовки и МВА, то они уже обладают знаниями в рамках тематики большинства предстоящих семинаров, и готовятся к интерактиву с преподавателем. Таким образом, семинарские занятия и даже лекции соответствуют ожиданиям потребителей программ обучения только в том случае, если это не просто трансляция, а корректировка уже имеющихся знаний у слушателей с дальнейшей трансформацией в умения и навыки. В этом миссия современного преподавателя-тренера.

  В завершении скажу о том, что маркетологи на молодежном Форуме «Селигер» необходимы и в качестве тренеров, консультантов по инновациям, лекторов и в качестве простых участников. И если первые три группы по мою сторону флипчарта были представлены маркетологами из ведущих ВУЗов страны, то по другую сторону я увидел единицы молодых маркетологов-практиков и студентов маркетинговых вузовских программ. Надеюсь, ситуация измениться. Молодые супергерои –маркетеры приедут уже на следующую смену „Инновации“ молодежного Форума „Селигер- 2012“, примут участие в других подобных форумах и мероприятиях, государственных и негосударственных программах и станут ведущей силой  коммерциализации  накопленного инновационного потенциала России.

 

Евгений Димитко, бизнес-тренер, преподаватель Высшей школы маркетинга и развития Бизнеса, НИУ ВШЭ.

 

Димитко Евгений