Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Специальность маркетинг, квалификация: маркетолог). (Д. Пономарев, «Аналитический центр», Ярославль)

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Специальность 061500 Маркетинг

Квалификация: маркетолог

1. Общая характеристика специальности 061500 маркетинг

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2.03.2000 г. № 686.

1.2. Квалификация выпускника — маркетолог

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки маркетолога по специальности 061500 Маркетинг при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Маркетолог — это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.

Область профессиональной деятельности

Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предпри-ятий различных организационно — правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отрас-левой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользо-вания.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности маркетолога являются: предприятия, ком-мерческие организации различных организационно-правовых форм отраслей народного хозяйства, некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области маркетинговой деятельности.

Виды профессиональной деятельности:

  • информационно-аналитическая
  • товарно-производственная
  • сбытовая
  • экономико-управленческая, в том числе проектно-плановая

Задачи профессиональной деятельности:

информационно-аналитическая деятельность:

  • организация и непосредственное участие в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;
  • изучение конъюнктуры рынка;
  • проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее пер-спективных целевых рынков;
  • проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;
  • изучение поведения потребителей и способов воздействия на него;
  • выявление требований потребителей к качественным характеристикам товаров и ус-луг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;
  • изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологиче-ского и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, ре-альных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
  • совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности;
  • разработка программ по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекоменда-ций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;
  • анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт.

товарно-производственная деятельность:

  • подготовка предложений по формированию товарного ассортимента;
  • поиск и разработка идей по созданию нового товара;
  • разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров.

сбытовая деятельность:

  • разработка стратегий сбыта;
  • выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;
  • проведение целенаправленной товарной политики;
  • определение ценовой политики;
  • создание системы маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж).

экономико-управленческая деятельность, в т. ч. проектно-плановая:

  • участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегиче-ских планов деятельности предприятия на национальном и международных рынках;
  • участие в проведении финансово-экономического анализа функционирования предприятия и разработка комплекса маркетинга;
  • организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечи-вающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предпри-ятия;
  • обеспечение управления инвестициями и рисками;
  • повышение эффективности общественно-полезной деятельности предприятия (организации);
  • управление и контроль маркетинговой деятельности предприятия (организа-ции).

1.4. Маркетолог, освоивший основную образовательную программу высшего про-фессионального образования по специальности 061500 Маркетинг, подготовлен для про-должения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента — среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (пол-ном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 061500 маркетинг

3.1. Основная образовательная программа подготовки маркетолога разрабатывает-ся на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производст-венных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки маркетолога к условиям ее реализации и срокам ее освоения опре-деляются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки маркетолога состоит из дис-циплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисци-плины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки маркетолога должна преду-сматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государствен-ную аттестацию:

  • цикл ГСЭ — Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • цикл ЕН — Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
  • цикл ОПД — Общепрофессиональные дисциплины;
  • цикл ДС — Дисциплины специализации;
  • цикл ФТД — Факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образователь-ной программы подготовки маркетолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государ-ственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки маркетолога по специальности 061500 маркетинг.

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов

ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1800

ГСЭ. Ф. 00 Федеральный компонент 1260

ГСЭ. Ф. 01 Иностранный язык 340

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессио-нальной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фра-зеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и уст-ном общении ; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила рече-вого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с исполь-зованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение, виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биогра-фия.

ГСЭ.Ф.02 Физическая культура 408

Физическая культура в общекультурной и профессиональ-ной подготовке студентов. Ее социально-биологические осно-вы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физиче-ской культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе фи-зического воспитания.
Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка сту-дентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

ГСЭ. Ф. 03. Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исто-рического источника. Отечественная историография в про-шлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России — неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы ста-новления государственности. Древняя Русь и кочевники. Ви-зантийско — древнерусские связи. Особенности социального строя древней Руси. Этнокультурные и социально — политиче-ские процессы становления русской государственности. При-нятие христианства. Распространение ислама. Эволюция вос-точнославянской государственности в XI-XII в.в. Социально — политические изменения в русских землях в ХIII — ХXV в.в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специ-фика формирования единого российского государства. Воз-вышение Москвы. Формирование сословной системы органи-зации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпо-сылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития Рос-сии. Эволюция форм собственности на землю. Структура фео-дального землевладения. Крепостное право в России. Ману-фактурно — промышленное производство. Становление инду-стриального общества в России: общее и особенное. Общест-венная мысль и особенности общественного движения России X IX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура X IX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль X X столетия в мировой истории. Глобализация общест-венных процессов. Проблема экономического роста и модер-низации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и на-ционализма, интеграции и сепаратизма, демократии и автори-таризма.
Россия в начале X X в. Объективная потребность индустри-альной модернизации России. Российские реформы в контек-сте общемирового развития в начале века. Политические пар-тии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кри-зиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально — экономическое развитие страны в 20 -е гг. НЭП. Формирова-ние однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его по-следствия. Социально — экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй ми-ровой войны. Великая Отечественная война.
Социально — экономическое развитие, общественно — полити-ческая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоен-ные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических ре-форм. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80 -х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985 — 1991 гг. Перестройка. Попытка госу-дарственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993 — 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально — экономиче-ской модернизации. Культура в современной России. Внешне-политическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ. Ф. 04. Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры. Функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиден-тичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культу-ры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции куль-турной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и гло-бальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ. Ф. 05. Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции по-литологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функ-ции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, поли-тические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические кон-фликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические эли-ты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особен-ности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадиг-мы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06 Правоведение

Государства и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности. Международ-ное право как особая система права. Источники российского права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в современном обще-стве. Правовое государство.
Конституция Российской Федерации — основной закон госу-дарс-тва.
Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридичес-кие лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанно-сти суп-ругов, родителей и детей. Ответственность по семей-ному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и от-ветс-твенность за ее нарушение.
Административные правонарушения и административная ответс-твенность.
Понятие преступления.. Уголовная ответственность за со-верше-ние преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей профес-сиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законо-датель-ные и нормативно-правовые акты в области защиты ин-формации и госу-дарственной тайны.

ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологическо-го знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Ос-новные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознатель-ного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Пред-ставле-ние. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и деятельности.
Общение и речь.
Психология личности.
Межличностные отношения.
Психология малых групп.
Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, Функции, мето-ды пе-дагогики. Основные категории педагогики: образование, вос-пи-тание, обучение, педагогическая деятельность, педагогиче-ское вза-имодействие, педагогическая технология, педагогиче-ская задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Об-разовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образо-вания, единство образования и самообра-зования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе-ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педа-гоги-ческим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и со-циокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи

Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Норматив-ные, коммуникативные, этические аспекты устной и письмен-ной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Официально деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных до-кументов. Приемы унификации языка служебных документов. Интегральные свойства русской официально — деловой пись-менной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в до-кументе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной ре-чи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Под-готовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, инфор-мированность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидно-стей русского литературного языка. Условия функционирова-ния разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09 Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки со-циологии как науки. Социологический проект О. Конта. Клас-сические социоло-гические теории. Современные социологиче-ские теории. Русская со-циологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общ-ность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мо-биль-ность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Об-ществен-ное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодейст-вие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и де-виация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и рефор-мы. Кон-цепция социального прогресса. Формирование миро-вой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10 Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы фи-лософии и этапы ее исторического развития. Структура фило-софского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические кон-цепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия -материаль-ного и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и ре-лигиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравствен-ные ценности. Представления о совершенном человеке в раз-личных культурах. Эстетические ценности и их роль в челове-ческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышле-ние, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и фор-мы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Гло-бальные проблемы современности. Взаимодействие цивилиза-ций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11 Экономика*

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресур-сы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономиче-ские системы. Основные этапы развития экономической теории.
Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребитель-ские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса.
Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убы-вающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрас-ли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Моно-полия. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факто-ры производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Зара-ботная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ин-вестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общест-венные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругообо-рот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Нацио-нальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безра-ботица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетная — налого-вая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно — кре-дитная политика.
Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ба-ланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социаль-ной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование откры-той экономики.

ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 270 часов

ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 270 часов

ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины 1000

ЕН.Ф.00 Федеральный компонент 800

ЕН.Ф.01 Математика 400

Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Последователь-ности и ряды. Дифференциальное и интегральное исчисления. Векторный анализ и элементы теории поля. Гармонический ана-лиз. Дифференциальные уравнения. Численные методы. Функции комплексного переменного. Элементы функционального анализа. Вероятность и статистика. Теория вероятностей. Случайные про-цессы. Статистическое оценивание и проверка гипотез. Статисти-ческие методы обработки экспериментальных данных.

ЕН.Ф.02 Информатика 200

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алго-ритмизация и программирование; языки программирования высо-кого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации. Компьютерный практикум.

ЕН.Ф.03 Концепции современного естествознания 200

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный ме-тод; история естествознания; панорама современного естествозна-ния; тенденции развития; корпускулярная и континуальная кон-цепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро -, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принци-пы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодейст-вие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопре-деленности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макро-скопических процессах; принцип возрастания энтропии; химиче-ские процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволю-ции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие жи-вых организмов — основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорга-низация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 100 часов

ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 100 часов

ОПД. Общепрофессиональные дисциплины 2900

ОПД.Ф.00 Федеральный компонент 2400

ОПД.Ф.01 Экономическая теория *

Предмет экономической науки, экономическое развитие: зако-ны и закономерности, ключевые уровни экономики; система эко-номических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда; субъекты экономических отношений, их интересы и противоречия. Собственность, ее фор-мы. Экономические и правовые аспекты собственности. Деньги.
Денежное обращение. Роль финансовой, кредитной и фискальной систем в общественном воспроизводстве. Государственное регу-лирование рынка; рынки факторов производства. Национальная экономика, совокупный спрос и совокупное предложение, рыноч-ное равновесие, конкуренция, поведение производителей и потре-бителей на рынке.
Система национальных счетов. Макроэкономическое равнове-сие и проблемы его поддержания. Макроэкономическая неста-бильность и ее основные формы. Экономические циклы. Безрабо-тица и инфляция. Потребление, сбережение, инвестиции. Рынок инвестиций. Эффективность инвестиций. Мировая экономика и экономический рост. Глобализация экономических процессов. Сравнительные экономические системы.
Основы функционирования рыночного механизма. Виды рын-ков. Модель спроса и предложения. Функции спроса, дохода и эла-стичность. Модели совершенной, монополистической, олигополи-стической конкуренции и чистой монополии. Определение усло-вий эффективного производства. Анализ издержек. Мотив прибы-ли и другие цели предприятия.

ОПД.Ф.02 Экономика предприятия

Предприятие в конкурентной среде. Потенциал предприятия. Затраты и себестоимость продукции и услуг. Структура затрат и их оптимизация. Налогообложение предприятия. Результаты хозяйст-венно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их ана-лиз и планирование. Структура планов на предприятии, методы их обоснования и взаимосвязи. Управленческий учет. Стратегический и оперативный контролинг на предприятии. Учет маркетинговой стратегии в планах развития предприятия.

ОПД.Ф.03 Финансы, денежное обращение и кредит

Сущность и роль финансов. Финансовая система. Финансы хозяйствующих субъектов. Бюджет. Внебюджетные фонды. Стра-хование. Кредитная и банковская система. Денежно-кредитная по-литика. Методы регулирования денежного оборота. Наличный и безналичный обороты. Формы кредитных отношений. Финансо-вый рынок.

ОПД.Ф.04 Бухгалтерский учет и аудит

Сущность бухгалтерского учета; баланс предприятия; учет де-нежных средств и расчетов, производственных запасов, основных средств и нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений, готовой продукции и ее реализации, фондов, резервов и займов. Анализ финансовых результатов и использования прибы-ли; финансовая отчетность; принципы производственного учета. Бухгалтерский учет на персональном компьютере. Международ-ный бухгалтерский учет. Аудиторская деятельность. Аудиторские фирмы. Правовые основы аудита.

ОПД.Ф.05 Статистика Предмет, метод и задачи; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные величины; средние ве-личины; ряды динамики; индексы; показатели вариации; выбороч-ное наблюдение; статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений; статистические методы классификации, группировки и моделирования социально-экономических явлений; статистика товаров и услуг, производительности труда, основных фондов, оборотных фондов, себестоимости товаров и услуг, ста-тистическая методология национального счетоводства и макро-экономических расчетов, построения балансов для регионов и эко-номики в целом; статистические методы исследования экономиче-ской конъюнктуры; статистика товарооборота и товарных запасов, рыночной инфраструктуры, цен, эффективности рекламной дея-тельности, деловой активности; статистический анализ эффектив-ности функционирования предприятий разных форм собственно-сти, качества товаров и услуг; статистические методы оценки фи-нансовых, страховых и бизнес рисков, принятия решений в усло-виях неопределенности; выявление трендов и циклов; прогнозиро-вание развития социально-экономических процессов.

ОПД.Ф.06 Менеджмент

Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Осо-бенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамизм. Виды органи-зационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента: эко-номические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решени-ям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности спе-циалистов-маркетологов. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные тео-рии лидерства, органические функции руководителя. Самоме-неджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эф-фективности управления.

ОПД.Ф.07 Основы маркетинга

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Эволюция развития маркетинга. Концепции маркетинга. Марке-тинговая среда и ее структура. Приоритет потребителя.
Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка. Стратегии маркетинга.
Комплекс маркетинга: товар, цена, распределение, продвиже-ние.
Управление маркетингом. Организация маркетинга. Система маркетинговых планов. Финансы и контроль маркетинга. Сферы применения маркетинга.
Маркетинг и общество.

ОПД.Ф.08 Товароведение, экспертиза и стандартизация

Товароведение. Классификация товаров. Ассортимент. Коди-рование. Качество товаров: свойства, показатели, классификация. Методы определения. Оценка качества. Управление качеством.
Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения.
Стандартизация. Метрология. Сертификация. Правовая база. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований стандартов, правил и норм. Ответственность за нарушение требо-ваний нормативных документов.
Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и сертификации.

ОПД.Ф.09 Коммерческая деятельность

Субъекты и объекты коммерческой деятельности, их виды и характеристика. Формы взаимодействия продавца и покупателя на рынке. Договорная работа с поставщиками и посредниками.
Планирование и организация снабжения и сбыта. Оптовые закупки и продажи товаров. Технология торговой деятельности. Виды торговых операций: продажа товаров на оптовых рынках, аукционах, товарных биржах, ярмарках, выставках. Торги как форма соревновательной торговли.
Розничная торговля: сущность, особенности, управление запасами. Типы розничных предприятий и формы продаж. Организация товароснабжения.
Ассортиментная и ценовая политика.
Организация и технология розничной продажи товаров.
Правовая и нормативная база.

ОПД.Ф. 10 Ценообразование

Роль цены в условиях рынка. Цена и стоимость, их сущность и взаимосвязь. Функции цен. Ценообразующие факторы. Методоло-гия ценообразования. Структура цены.
Виды цен и их классификация. Методы расчета цен. Надбавки и скидки.
Регулирование цен.
Особенности ценообразования в отдельных отраслях народно-го хозяйства.

ОПД.Ф.11 Логистика

Логистика. Понятие, цели и задачи. Основные принципы эф-фективного использования логистики в коммерческой практике предприятия. Логистические информационные системы. Стратегия и планирование в логистике. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации. Организация управления службами в ло-гистике. Закупочная, производственная, распределительная виды логистики. Разработка систем складирования. Управление запаса-ми. Транспортная логистика. Особенности логистики в отраслевых сферах.

ОПД.Ф.12. Информационные системы маркетинга

Структура и состав информационной системы маркетинга. Тен-денции развития информационных систем и мультимедийных тех-нологий. Виды информационных систем, их создание и оптимиза-ция. Характеристика и назначение технических средств информа-ционных систем маркетинга. Компьютерные сети.
Сетевая навигация. Функциональное назначение и ресурсы Ин-тернет. Технология Интернет в маркетинге. Электронная коммер-ция. Виртуальное маркетинговое пространство. Программные про-дукты в маркетинге. Эффективность информационной системы маркетинга.

ОПД.Ф.13. Правовое регулирование маркетинговой деятельности

Субъекты маркетинговой деятельности. Ответственность субъектов за соблюдение норм добросовестной коммерческой практики. Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления. Договора, внедоговорные обязательства. Расчетные и кредитные правоотношения. Правовая охрана собственности.
Федеральные законы РФ, регулирующие рыночные отношения в области конкуренции, добросовестной деловой прак-тики, товарных знаков, защиты прав потребителей, антимонополь-ной деятельности, рекламы и др. Кодексы Международной Торговой палаты, регулирующие маркетинговую деятельность.

ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 250

ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 250

ДС. Дисциплины специализаций 2004

ДС.00 Федеральный компонент 1160

ДС.01. Управление маркетингом

Маркетинг как интегрирующая функция в принятии управленческих решений.
Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии. Конкурентные пре-имущества предприятия.
Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и репозиционирова-ние, разработка комплекса маркетинга.
Управление маркетингом на инструментальном уровне: управление товаром, ценой, каналами распределения и коммуникационными марке-тинговыми средствами.
Функциональные связи маркетинга на предприятии. Типовое поло-жение и организационные структуры службы маркетинга.
Стратегическое и оперативное планирование маркетинга на пред-приятии. Последовательность разработки планов. Бюджет маркетинга. Особенности выбора стратегии развития малых, средних и крупных фирм. Контроль, оценка и аудит маркетинга.

ДС.02. Маркетинговые исследования

Цели, задачи и направления маркетинговых исследований. Совре-менные информационные технологии и маркетинговые исследования. Процесс маркетинговых исследований. Виды, источники и методы сбо-ра маркетинговой информации. Разработка плана исследования. Опре-деление объема и процедуры выборки, организация сбора данных. Ме-тоды анализа. Прогнозирование. Содержание отчета о проведении ис-следования.
Взаимодействие со специализированными организациями в области маркетинговых исследований.

ДС. 03. Поведение потребителей

Факторы внешнего влияния на поведение потребителей: демо-графические, экономические, природные, научно-технические, по-литические, культурные и др. Социальная стратификация. Группы и групповые коммуникации. Семья и домохозяйство.
Внутренние факторы поведения потребителей. Восприятие, обучение, память. Мотивация. Психографика. Персональные цен-ности. Жизненный стиль и ресурсы потребителей. Знание и отно-шение. Ситуационные факторы.
Модели поведения потребителей.
Процесс принятия решения о покупке. Осознание необходимо-сти покупки. Информационный поиск. Оценка и выбор альтерна-тив. Покупка. Реакция на покупку.
Организационное покупательское поведение. Консъюмеризм.

ДС.04. Маркетинговые коммуникации

Комплекс маркетинговых коммуникаций.
Реклама. Основные направления рекламной деятельности пред-приятия. Функции, задачи, требования к рекламе. Организация и управление рекламной деятельностью. Средства рекламы и особен-ности их выбора. Социально-психологические аспекты рекламы. Рек-ламные агентства.
Связи с общественностью (ПР). Основные направления деятель-ности. Формирование имиджа предприятия.
Прямой маркетинг. Личные продажи. Ведение деловых перегово-ров и работа торгового агента.
Стимулирование сбыта и продаж. Приемы содействия продажам.
Оценка эффективности коммуникационных стратегий предпри-ятия.

ДС.05. Международный маркетинг
Сущность международного маркетинга. Международная сре-да. Глобализация экономики и стратегии международного разви-тия. Маркетинговые исследования на мировых рынках. Особенно-сти сегментации. Стратегии выхода на зарубежные рынки. Дея-тельность транснациональных корпораций (ТНК). Прямые ино-странные инвестиции как инструмент конкуренции на междуна-родном рынке. Товарные стратегии в международном маркетинге. Системы товародвижения в международном маркетинге. Между-народные коммуникационные стратегии. Ценообразование в меж-дународном маркетинге.

ДС.06. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Особенности маркетинга в отраслях и сферах деятельности. Характеристика рынков. Внешняя и внутренняя среда. Потребите-ли. Конкуренты. Особенности сегментации. Особенности ком-плекса маркетинга. Специфика маркетинговых исследований. Маркетинговые стратегии и управление маркетингом в отраслях и сферах деятельности.

ДС.Р.00 Национально-региональный (вузовский компонент) 844 часа

ФТД.00 Факультативы 450

ФТД.01 Военная подготовка 450

Всего часов теоретического обучения (151 неделя по 54 часа) 8154 часа

Практики 756 часов

Итого 8910 часов

5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 061500 Маркетинг

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки маркетолога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

  • теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практи-кумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии — 187 недель; — практики — не менее 14 недель,
    в том числе:
    • учебно — ознакомительная — 2 недели,
    • производственная — 12 недель
  • итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квали-фикационной работы, — не менее 9 недель;
  • каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) — не более 50 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения ос-новной общеобразовательной программы подготовки маркетолога по очно-заочной (ве-черней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обуче-ния, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установлен-ного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превы-шать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной про-граммы подготовки выпускника по специальности 061500 Маркетинг.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подго-товки маркетолога:

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки маркетолога на основе настоящего госу-дарственного образовательного стандарта.

Дисциплины «по выбору студента» являются обязательными, а факультативные дисци-плины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зач-тено, не зачтено).

Специализации являются частью специальности, в рамках кото-рой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навы-ков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

В основных образовательных программах, имеющих в своем наи-меновании слова «по отраслям» или „по видам“, специфика подготов-ки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате-риала для циклов дисциплин — в пределах 5%;
  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем го-сударственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), „Физическая куль-тура“ (в объеме не менее 408 часов), „Отечественная история“, „Философия“. Осталь-ные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом воз-можно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально — экономических на-правлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут пе-рераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

  • осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индиви-дуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и региональную, национально-этническую, профессиональную специфи-ку, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
  • по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обучения) вуз обязан выделить не менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со студентами, из них на лабораторные работы (практикум) не менее 30% объема часов;
  • в составе национально-региональной (вузовской) компоненты — половину количества часов на дисциплины по выбору студента;
  • устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических, математических и есте-ственнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специали-зации;
  • устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессио-нального образования, наименование дисциплин специализации, их объем и содержа-ние сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;
  • реализовывать основную образовательную программу подготовки маркетолога в со-кращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее про-фессиональное образование соответствующего профиля или высшее про-

фессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся зна-ний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

  • перечень дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и дисцип-лин по выбору студентов устанавливается Ученым Советом вуза.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки маркетолога должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое обра-зование, соответствующее профилю подготовки специалиста и систематически занимаю-щимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или достаточный опыт деятель-ности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки маркетолога должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практи-кам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Лабораторно-практические работы предусмотрены программами по следующим учеб-ным дисциплинам: теоретические основы маркетинга, управление маркетингом, приклад-ной маркетинг, международный маркетинг, маркетинговые исследования, рекламная дея-тельность, информационные технологии в маркетинге, анализ хозяйственной деятельно-сти, логистика, теоретические основы товароведения, экономика предприятия, стандарти-зация, метрология и сертификация.

Необходимая информационная база, обеспечивающая подготовку высококвали-фицированного специалиста, включает в себя:

  • необходимые профессиональные журналы ( «Маркетинг», „Маркетинг в России и за рубежом“, „Практический маркетинг“, „Рекламный мир“, „Маркетинговые исследования в России“ и т.д.);
  • учебно-методическую литературу, рекомендуемую УМО и необходимую для реали-зации данной образовательной программы;
  • современные обучающие компьютерные программы по данной специальности.

Библиотечный фонд должен содержать учебники и учебные пособия по всем дисциплинам учебного плана в количестве не менее 0,5 экземпляра на одного студента в соответствии со списком литературы, рекомендуемым УМО.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу маркетолога, должно располагать материально-технической базой, соответствующей дей-ствующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов ла-бораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.5. Требования к организации практик

Предусматривается два вида практик: учебно-ознакомительная и производственная.

Содержание, цели и задачи каждого вида практики определяются в программах прак-тик, которые разрабатываются выпускающими кафедрами, согласовываются смежными кафедрами и утверждаются на Ученых Советах факультетов вузов.

Проведение учебно-ознакомительной практики возможно в аудиториях высших учеб-ных заведений, располагающих ассортиментными кабинетами и автоматизированными рабочими местами, либо на предприятиях отрасли.

В качестве баз производственной практики должны быть выбраны предприятия, отве-чающие следующим требованиям:

  • соответствовать данной специальности и виду практики;
  • иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;
  • располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.

С организациями, выбранными в качестве баз практик, должны быть заключены дого-вора.

7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 061500 Маркетинг

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указан-ной в п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

Дипломированный специалист должен знать:

  • основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естествен-нонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;
  • законы функционирования рынка и средств его регулирования;
  • тенденции развития спроса, разработки стратегии развития предприятия и так-тики его рыночного поведения;
  • экономическое регулирование деятельности предприятия;
  • методы выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей;
  • подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы;
  • стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвиже-ния и продаж;
  • специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;

уметь:

  • анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность про-двигаемых товаров и услуг;
  • использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;
  • разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: соб-ственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;
  • определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой актив-ности, эффективность предпринимательской деятельности;
  • разрабатывать товарную политику предприятия (организации);
  • правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразовании для внутренних и международных рынков;
  • разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);
  • создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формиро-вать имидж предприятия;
  • организовать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация маркетолога включает выпускную ква-лификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретиче-скую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.

Выпускная квалификационная работа маркетолога представляет собой закончен-ную разработку, в которой решаются маркетинговые задачи по следующим направлениям:

  • организация комплекса маркетинга
  • организационно-методические рекомендации по исследованию теоретических и прак-тических проблем в области маркетинга
  • анализ и обобщение зарубежных и отечественных теорий и практики рыночного хо-зяйствования для формирования и развития маркетинговой деятельности
  • определение концептуальных основ развития маркетинговой деятельности на пред-приятии
  • обеспечение конкурентоспособности предприятия
  • информационно-компьютерное обеспечение маркетинговой деятельности фирмы
  • разработка маркетинговых коммуникативных систем.

7.2.3. Требования к государственному экзамену.

Государственный экзамен представляет собой итоговый междисциплинарный экзамен по специальности, который должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дис-циплин, перечень которых определяется вузом, учитывать также общие требования к вы-пускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специаль-ности.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования рекомендован к утверждению на совместном заседании Учебно-методического объедине-ния по образованию в области коммерции и Учебно-методического объединения по обра-зованию в области менеджмента от 3 декабря 1999 года.

Составители:

Учебно — методическое объединение по образованию в области коммерции.

  • Председатель Совета УМО, Н.П. Ващекин
  • Заместитель председателя Совета УМО С.М. Самарина

Учебно — методическое объединение по образованию в области менеджмента.

  • Председатель Совета УМО, А.Г. Поршнев
  • Заместитель председателя Совета УМО Э.М. Коротков

СОГЛАСОВАНО:

  • Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К. Шестаков
  • Начальник отдела гуманитарного образования Т.Э. Петрова
  • Сотрудник, курирующий данную специальность Т.Э. Петрова