Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Экономика России в постиндустриальную эпоху. Смена парадигмы

Автор: Шевченко Д. А.

Конференция «Чаяновские чтения» 2008г.

Согласно концепции постиндустриального общества, история цивилизации делится на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к другой новый тип общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными. Доиндустриальный способ организации общества основан на трудоёмких технологиях, использовании мускульной силы человека, не требующих длительного обучения навыков, эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель).Индустриальный способ основан на машинном производстве, капиталоёмких технологиях, использовании внемускульных источников энергии, требующей длительного обучении квалификации. Постиндустриальный способ основан на наукоёмких технологиях, информации и знаниях, как основном производственном ресурсе, творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни.В обществе следующим за индустриальным, капиталистическим в результате НТП решающая доля производства принадлежит услугам.

В этом обществе главное не труд, а знание, информация (Б.Гейтс).

Д.Белл, Э.Тоффлер, А.Турен, М.Кастельс отмечают увеличение роли информации и знаний в жизни общества (обществе знаний).

В 80-егг теоретическая проблема постиндустриального общества перерастает в проблему информационного общества Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др. Главное здесь в том, что определяющая роль принадлежит производству, распределению и потреблению информации (а не товарам). В соответствии с этим корпорации должны уступить место университетам. Бизнесмены должны уступить место ученым и профессиональным специалистам.

Но главное в эпоху информационного общества то, что в валовом внутреннем продукте преобладают информационные коммуникации, продукты и услуги. Благодаря их зрелости и, на их основе, общество становится развитым, уничтожает бедность и невежество, нищету и бесправие, формирует новое качество жизни. Информационные технологии становятся источником добавленной стоимости и занятости. Что это означает? Это значит, что взаимодействие людей становится глобальным. В этой связи 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

Модель постиндустриального общества — это ориентир. Его достижение реально опирается растущее осознание необходимости компьютерной грамотности поддержки правительством развития компьютерной, микроэлектронной технологии и телекоммуникаций. Это выражается отчасти в национальных проектах.

В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания. Рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Отметим наиболее важные моменты перехода экономики российского общества в постиндустриальную эпоху.

Наибольший вклад в стоимость материальных благ, которые производятся именно внутри этой экономики, вносит конечная составляющая производства — торговля, реклама, маркетинг, то есть сфера услуг, а также информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и т. д. Не этим ли объясняется возрастающий конкурс в вузы на эти направления профессиональной деятельности.Концентрация капитала через денежные сбережения резко падает (например, в США объем сбережений меньше объема долгов населения). Основным источником капитала становятся права собственности на нематериальные активы, выраженные в виде лицензий, патентов, корпоративных или долговых ценных бумагах, в том числе зарубежные. получает развитие новый тип инвестиционного бизнеса- венчурный. Его суть заключается в том, что одновременно финансируется множество разработок и перспективных проектов, причём сверхприбыльность небольшого количества удачных проектов покрывает убытки остальных. Усиливается роль малого бизнеса, производится всё больше мелкосерийных товаров со множеством модификаций и вариантов услуг с целью удовлетворить потребности разных групп потребителей. В результате нарастания постиндустриальных экономических факторов насыщение материальных потребностей приобретаемые человеком товары и услуги становятся скорее средством выражения его личной индивидуальности, чем инструментом выживания. Обмен деятельностью и товарам и регулируется уже не столько общественными пропорциями производства, сколько индивидуальными представлениями о ценности того или иного блага. Стоимостные характеристики перестают быть основой меновых отношений и, следовательно, законы рынка, определявшие уклад экономической эпохи, утрачивают свою системообразующую роль. На этих и других основаниях происходит смена экономической парадигмы.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены