Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Долой стратегию «бомбилы»

Долой стратегию «бомбилы»

ИГОРЬ Березин
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

За двое суток до Нового Года столичные частные «серые» извозчики – в просторечье – „бомбилы“, как обычно объявили „новогодние расценки“ — двойной тариф. Дело хозяйское. Как говорится – рынок. Диковатый, грязноватый, туповатый, но все же – рынок – свободный торг продавца и покупателя. Не нравятся „новогодние расценки“ — езжай на общественном транспорте. Или – не пей. Или – вызывай „трезвого водителя“. Но речь не об этом.

Значительная часть «бомбил» в своей так сказать деловой производственной практике придерживаются стратегии, описанной социологами чуть ли не 50 лет назад. Она состоит в том, что они готовы по пол дня мерзнуть (а летом – жариться) в ожидании щедрого клиента (в просторечье – лоха), с которого они смогут слупить 500-1000 рублей за получасовую поездку или 1,5-3 тысячи за поездку в аэропорт. Вместо того, чтобы за эти полдня сделать 5-7 поездок по 150-250 рублей и гарантировано заработать тысячу — полторы. Не надо быть большим специалистом в экономике транспорта, чтобы понять, что такая стратегия не ведет к процветанию. Достаточно посмотреть на автомобили этих „бомбил“, или немного понаблюдать за их бытом. Излюбленная стратегия „ожидания лоха“ приводит лишь к тому, что семьи этих работников неустойчиво балансируют между бедностью и нищетой. В то время, как в США и Западной Европе таксисты („бомбил“ там практически нет) устойчиво входят в средний класс. Да, — в нижнюю его часть. Но, это проблема частная.

А настоящая проблема состоит в том, что «стратегию бомбилы» широко применяют целые отрасли нашего российского „народного хозяйства“. Подмосковные пансионаты и дома отдыха (и не только подмосковные) на период новогодних праздников поднимают цены в 5-6 раз, в надежде „слупить“ с отчаявшихся клиентов всю годовую прибыль и остальные 11,5 месяцев в году продолжать потихоньку разваливаться. Туристические агентства и операторы (в основной своей массе) работают не на скидках от производителей туристического продукта, а на наценках для потребителя. Что сужает потребительскую базу и с каждым „крутым поворотом“ будь то экономический кризис или повышение цен на авиатопливо в период бума ставит под вопрос выживание бизнеса. Некоторые рестораны (речь, конечно не о фастфуде) ориентированы исключительно на обслуживание свадеб, юбилеев и прочих банкетов, которые в данных заведениях случаются в лучшем случае 2-3 раза в месяц. Примеры можно множить и далее. В итоге подавляющее большинство занятых в этих отраслях и сферах, также как и „бомбилы“ балансируют между бедностью и нищетой. А „общество“ (тот самый средний класс) недополучает множество полезных услуг, которые могли бы скрасить нашу повседневную жизнь.

Мораль проста – мы не начнем жить нормально пока не откажемся от «стратегии бомбилы» и не научимся удовлетворять спрос широких слоев небогатых потребителей. Ибо – „…по настоящему большие деньги зарабатывают те, кто продают бедным…“ Рей Крок, создатель мировой сети „Мак-Дональдс“.

Березин Игорь