Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Что волнует средний класс?

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru

В ходе проведения очередного опроса в рамках исследовательского проекта «Стиль жизни среднего класса» (журнал „Эксперт“ — компания РОМИР-Monitoring) проходившего в столицах 20 крупнейших по численности населения регионах страны, четырем тысячам респондентов был задан вопрос: „Какие из перечисленных ниже проблем Вас волнуют больше, а какие меньше всего?“.

Только 2.5% (один из 40 участников исследования) затруднились назвать проблемы, которые волнуют их больше всего. Зато каждый четвертый (25%) затруднился определить, что же сегодня его волнует меньше всего. Из предложенных на выбор 25 проблем опрошенные в среднем называли только четыре наиболее и две наименее значимых, хотя никаких количественных ограничений по этому вопросу не было. Из всего этого можно сделать вывод о том, что россиянам среднего класса далеко не безразличны проблемы нашей страны, и они, в общем-то в строгом соответствии с теорией, истоки которой идут еще к Аристотелю, весьма заинтересованы в развитии страны.

Проблемой №1, в наибольшей степени волнующей средних русских является инфляция, рост цен. 48% участников исследования назвали ее в числе наиболее волнующих проблем и лишь 1.5% отметили эту проблему среди тех, что волнуют их меньше всего. Среди мужчин различных возрастов 35-50% отметили инфляцию в числе наиболее значимых проблем, среди женщин — 42-57%. Кстати, с возрастом доля респондентов беспокоящихся по поводу роста цен увеличивается. Среди граждан, чей доход составляет $150-250 на члена семьи в месяц 51-54% назвали эту проблему, среди тех, чей доход превышает 250 долларов — 44-40%.

Второй проблемой, занимающей умы представителей среднего класса, является состояние системы здравоохранения. 26% назвали ее в числе проблем, которые волнуют их больше всего, и лишь 1.5% — в числе тех, что тревожат менее всего. Доля женщин, которых волнует эта проблема, больше доли мужчин в 1.5-2 раза во всех возрастных группах. 11% мужчин и 24% женщин моложе 25 лет отметили проблему здравоохранения. В следующей возрастной группе — 17 и 32%, соответственно, после 35 лет — 24 и 33%, и далее цифры уже не меняются. Состояние системы здравоохранения в равной мере волнует представителей всех доходных групп. Эту проблему отметили в числе наиболее значимых 29% жителей обеих столиц, 25% жителей миллионников и 22.5% жителей городов с населением менее миллиона жителей.

Проблемой №3, является алкоголизм, наркомания. Ее, в числе наиболее волнующих, отметили 29% респондентов. С другой стороны — 10% заявили, что эта проблема волнует их меньше всего. Среди тех, кого волнует проблема «наркотизации населения» женщин существенно больше, чем мужчин. А вот возрастной аспект заметной роли не играет. Так же как и уровень дохода.

Четверть представителей среднего класса указали на состояние жилищного фонда и реформу ЖКХ — эта проблема стала №4 среди «самых волнующих». И всего 3.4% респондентов отметили данную проблему среди „наименее волнующих“. Средние русские в старших возрастных группах чаще называли означенную проблему, чем молодежь. И в большей степени она волнует женщин, нежели мужчин. С ростом уровня заявленных доходов доля ратующих за реформу ЖКХ снижается.

Замыкает пятерку проблем — коррупция. Ее в числе наиболее волнующих назвали 24% респондентов, против 5% средних русских сообщивших, что эта тема волнует их менее всего. Коррупция в существенно большей мере волнует мужчин (27-32%), а не женщин (13-19%). Среди тех, чей доход менее 200 долларов в месяц на каждого члена семьи коррупция волнует каждого пятого (22%), среди тех у кого он выше $600 — каждого третьего (30%).

Менее всего россиян среднего класса волнуют проблемы Калининградской области (транзит, безвизовый въезд) и отношения с Республикой Беларусь. Каждый третий опрошенный (по 34.5%) назвали одну из этих проблем в числе наименее значимых лично для них. И ни один из рассматривавшихся нами факторов: пол, возраст, образование, вероисповедание, социально-профессиональный статус, семейный доход, тип города не оказывает заметного влияния на долю равнодушных к этим проблемам.

16% представителей среднего класса менее всего волнуют «административные препятствия бизнесу». С одной стороны эта проблема вошла в пятерку наименее значимых, а с другой стороны — только один из шести средних русских равнодушны к этой проблеме. Зато, — каждый седьмой (14.5%) включил эту проблему в число наиболее значимых для себя. Меньше волнуют административные препятствия бизнесу женщин старше 45 лет, менее обеспеченных представителей среднего класса, жителей Санкт-Петербурга, атеистов и рядовых работников.

По 12% средних русских меньше всего волнуют проблемы национализма, нацизма, ксенофобии и состояние системы транспорта, реформа МПС. И лишь по 7% участников исследования включили эти проблемы в число наиболее значимых для себя. Среди тех, кто беспокоится по поводу национализма заметны женщины моложе 25 лет, относительно высоко обеспеченные граждане, москвичи и мусульмане Среди тех, кому не безразличны проблемы транспорта выделяются только жители Санкт-Петербурга.

Проблемы, в наибольшей степени волнующие представителей среднего класса

Проблемы, в наибольшей степени волнующие представителей среднего класса

Проблемы, в наименьшей степени волнующие представителей среднего класса

Проблемы, в наименьшей степени волнующие представителей среднего класса

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены