Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Анализ основных направлений стратегического развития химической промышленности России на период до 2030 года

Анализ основных направлений стратегического развития химической промышленности России на период до 2030 года

Тезисы доклада на VIII Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсоэнергосбережения в промышленности ЛЭРЭП-8-14»

Савинков С.В., к.т.н., РХТУ им. Д.И.Менделеева; Ахметова В.Н., к.э.н., ООО «Газпром трансгаз Казань»; Савичева А.С., магистрант, РХТУ им.Д.И.Менделеева

В утвержденной Министерством энергетики, а также Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Стратегии развития химической промышленности РФ до 2030 года указаны основные направления повышения конкурентоспособности отечественного химического комплекса в условиях глобализации: рациональное использование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, инновационного потенциала экономики страны; улучшение социально-экономической ситуации; обеспечение экономической безопасности страны; рост национальной безопасности России за счет устойчивых поставок ценной химической продукции ряду ведущих отраслей российской промышленности гражданского и оборонного характера. Принятию стратегии предшествовала серьезная аналитическая работа, проводимая совместно с Президиумом Российского Союза Химиков, позволившая объективно оценить состояние мирового и российского рынка химической и нефтехимической продукции; определить позиции РФ в мировом химическом комплексе за последние несколько лет (с 2008 по 2012 год).

В частности, в Стратегии 2030 отмечено, что мировой химический комплекс превосходит прочие отрасли по наукоёмкой и производительности, отставая единственно от фармацевтической отрасли, в котором Россия занимает только лишь 8 место по объему ВВП, и лишь 73 по объему продукции химического комплекса. Подчеркивается, что, несмотря на наличие таких российских фундаментальных факторов конкурентоспособности, как доступ к минеральному сырью, наличие крупного внутреннего рынка химической продукции, квалифицированных кадров, развитие отечественных производств тонкого химического синтеза, к сожалению, российская химическая промышленность существенно отстает от мировых темпов развития: слабо развита малотоннажная химическая промышленность, экспортируются продукты с низкой добавленной стоимостью, импортируются продукты с высокой добавленной стоимостью  (по данным United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD. В структуре мирового экспорта товаров за 2013 год Россия, к сожалению, находится на 19-м месте по химическому сырью и химическим производствам, в том числе фармацевтике, лакокрасочной продукции, бытовой химии, чистящим и полирующим средствам, а также по изделиям из пластмассы и резины).

Стратегии 2030 должна устранить ряд основных недостатков, влияющих на рост конкурентоспособности основных отраслей химической промышленности: высокие цены и отсутствие необходимого ассортимента сырья; высокий уровень износа производственного оборудования; низкая эффективность внешнеторговой политики; недостаточно высокий кадровый, научный и технологический потенциал химической промышленности; высокие цены на электроэнергию и железнодорожные перевозки; недостаточное развитие и использование систем стандартов, контроля качества химической продукции и качество окружающей природной среды; недостаточная емкость внутреннего рынка химической продукции; зависимость стратегических отраслей экономики от импортной химической продукции; высокая капиталоемкость и стоимость эксплуатации основных фондов; низкая доступность финансовых ресурсов и высокая налоговая нагрузка на химические предприятия.

Для реализации Стратегии 2030 сформулированы достижимые цели двух уровней и поставлен ряд конкретных задач. Реализовать  Стратегию предполагается в три этапа: в период с 2014 г. по 2016 г. — этап подготовки решений, с 2017 г. по 2020 г. — этап реализации решений и с 2021 г. по 2030 г. — собственно организация эксплуатации производств.

Цели первого этапа — это повышение конкурентоспособности химической промышленности и укрепление национальной безопасности России. Цели второго этапа — это рост значимости химической отрасли в экономике страны, химизация смежных отраслей экономики; создание высокопроизводительных рабочих мест; осуществление импортозамещения в потреблении химической продукции; увеличение глубины переработки минерального сырья; развитие и реализация инновационного потенциала; обеспечение стратегических отраслей экономики специальной отечественной химической продукцией.

Необходимо особо подчеркнуть, что только при оптимальном использовании всех видов интеллектуальных, организационно-управленческих, производственных и минеральных ресурсов химической промышленности, использовании методов логистики ресурсосбережения и информационных систем логистического управления цепями поставок промышленных предприятий, а также при широком использовании возможности эффективного частно-государственного партнерства можно реализовать возможность перехода от стратегии выживания, что, к сожалению, характерно для значительного числа отечественных промышленных предприятий, к устойчивому развитию производства в долгосрочном периоде. Поэтому в условиях возможного объективного снижения государственного финансирования предприятий химической промышленности необходимо максимально использовать собственные организационно-управленческие инструменты и производственные ресурсы, ориентируясь, главным образом, на инновационную деятельность.

Поскольку любая инновационная деятельность химического предприятия связана с повышенными затратами на реализацию выбранных концепций, а современные внешние факторы не предполагают государственного финансирования, то химическим предприятиям РФ целесообразно использовать инновационные организационно-управленческие стратегии, в том числе логистические стратегии долевого разделения прибыли в цепях поставок, стратегии «стройного производства» и «6 сигм» и др., реализация которых позволяет задействовать все входящие в цепь поставок химические предприятия от закупки сырья и ТЭР до распределения химической продукции потребителями.

Сущность логистического управления химической продукцией в цепях поставок на основе стратегии долевого участия всех предприятий цепи поставок, при котором прибыль каждого поставщика химической продукции формируется с учетом доли функционального использования высокого качества, минимального количества и ассортимента химической продукции в производстве готового конечного продукта. Целью корпоративного единства финансовых интересов каждого потребителя и каждого поставщика в цепи поставок является улучшение взаимодействия, непрерывного совершенствования и применения инноваций за счет снижения объема потребляемой высококачественной химической продукции с одновременным повышением «ценности», т.е. добавленной стоимости готового конечного продукта.

Список литературы

1.         Материалы для доклада в РСПП «Стратегия развития химической промышленности РФ до 2030 года»  от 20 февраля 2014 года опубликовано в сети Интернет http://www.nsopb.ru/fck_editor_files/files/e18d510825ed40060d859617c41b0bf6.pdf

2.         Источник данных UNCTADstat: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=24738

3.         Кафаров В.В., Мешалкин В.П., Грун Г., Нойманн В. Методы обеспечения и оптимизации надежности химических и нефтехимических производств. – М.: Химия, 1987. – 270с.

4.         Мешалкин В.П., Дови’ В, Марсанич А. Стратегия управления цепями поставок химической продукции и устойчивое развитие. - М.: РХТУ, 2003. – 542 с., ил.

5.         Мешалкин В.П. Логистика ресурсоэнергосбережения – важнейший организационно-управленческий фактор повышения конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса. III Международный промышленно-экономический форум «Стратегияобъединения: Решение актуальных проблем нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе», Москва, 14-15 октября 2010 г.,  60 с.

6.         Мешалкин В.П. Промышленная логистика и устойчивое развитие. Сб. «Научный Альманах Высоких Гуманитарных Технологий (НАВИГУТ). – Приложение к журналу «Безопасность Евразии», Тематический выпуск «Геоэкономическое мышление, сетевые технологии и реальность», -М: № 4. - № (14), 2003. - с.-31-64.

7.         Мешалкин В.П., Пуйджанер Л. Логистическое управление химическими предприятиями, Логистика, 2002, С.39-45

6.         Мешалкин В.П., Товажнянский Л.Л., Капустенко П.А. Основы теории ресурсосберегающих интегрированных химико-техно логических систем. — Харьков : НТУ(ХПИ), 2006. — 412 с., ил.

8.         Мешалкин В.П. Принципы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций на объектах химической промышленности // Химическая гидродинамика и теоретические основы нелинейных химико-технологических процессов /под ред. А.М. Кутепова. — М. : МГУИЭ. —1998. — С. 72–91.

9.         Мешалкин В.П. Логистика как важный фактор обеспечения устойчивого развития. Проблемы управления стратегическим развитием, инновациями, качеством и охраной окружающей среды. Передовые концепции логистики и маркетинга: Материалы методической и научно-практической конференции « Экономические и управленческие технологии XXI века: теория и практика, подготовка специалистов»/ СПбГТУРП. СПб., 2003. Выпуск 1. 119с.

10.       Мешалкин В.П. Современные концепции физикохимии и логистики ресурсосберегающих химических технологий. Мат-лы XVIII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии, секция 3 «Актуальные вопросы хим. производства, оценка технических рисков», подсекц.  «Физико-химические основы рационального использования природных и техногенных ресурсов», М.: Граница, 23-28 сентября, Т.3, 2007г.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены