Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальные направления развития маркетингового образования в высшей школе (опыт Хорватии)

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (опыт Хорватии)

Никишкин Валерий Викторович,
профессор, декан факультета маркетинга
РЭА им. Г.В. Плеханова
ValeriyNik@yandex.ru

Совершенствование маркетинга невозможно без улучшения маркетингового образования, которое, безусловно, предполагает использование передового мирового опыта. Факультет маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова занимает активную позицию в этом направлении и расширяет сферы сотрудничества с известными зарубежными учебными заведениями. Основными целями такого взаимодействия являются рассмотрение и адаптация западного опыта, а также реализация совместных проектов, которые позволяют консолидированно использовать сильные стороны обоих партнеров. в последнее время наиболее активно развивается сотрудничество Факультета маркетинга с Загребской школой экономики и менеджмента (ЗШЭМ). Нам кажется, что знакомство с наиболее интересными аспектами работы школы будет полезно и сможет послужить основой для совершенствования деятельности на рынке образовательных услуг.

ЗШЭМ по праву считается самой известной и динамично развивающейся бизнес-школой Хорватии. Это частное высшее учебное заведение с государственной аккредитацией, его особенностью является активное использование наиболее успешного опыта лучших бизнес-школ мира. Рынок платных образовательных услуг в Хорватии, как и во всех европейских странах, очень высококонкурентный. Для достижения лидирующего положения, ЗШЭМ под руководством Джуро Ньявро (Duro Njavro) в формировании своего рыночного предложения ориентируется на принципы предоставления как можно большего количества образовательных услуг отличного качества за среднерыночную цену, оказания активной всесторонней помощи в успешном обучении студентов для наиболее полного раскрытия их потенциала. Формированию и поддержанию брэнда высококлассного учебного заведения способствует широкое официальное признание. Поэтому руководство школы уделяет большое внимание работе по достижению соответствующего положения путем аккредитаций, получения официальных статусов и т. д. Например, на сегодняшний день она уже является членом международной ассоциации бизнес-школ (AACSB), в которую также входят Колумбийский, Гарвардский, Калифорнийский, Йельский университеты, Высшая школа экономических и коммерческих наук в Париже и др. Деятельность ЗШЭМ признана соответствующей стандартам европейской системы аккредитации высших учебных заведений (EQUS). Бизнес-школа постоянно расширяет сферу партнерства со многими иностранными вузами, в том числе и российскими.

Успешное развитие школы основывается на нескольких факторах:

Во-первых, это высокий уровень подготовки студентов, который достигается за счет использования инновационных технологий преподавания, базирующихся на сочетании системы e-learning и традиционных форм обучения. Это дает возможность вынести в сферу самостоятельных занятий и заочного интернет-общения преподавателя с учащимися все те формы подготовки, которые не требуют обязательного личного контакта. Такая система позволяет преподавателям большее внимание уделять наиболее сложным для студентов вопросам, которые требуют специальной проработки. Успешной адаптации студентов к учебному процессу способствует развитая система кураторства. Причем своего куратора имеет каждый курс. Его основная роль – помогать студентам решать самый широкий круг вопросов, возникающий в период их учебы. к каждому студенту первого курса прикрепляется ментор – студент со старшего курса, который помогает ему включиться в систему обучения.

Во-вторых, это тщательный отбор и привлечение высококлассных специалистов из разных стран для ведения занятий. Например, в октябре этого года для выступления на специальном семинаре в школу был приглашен Филип Котлер – гуру маркетинга и один из самых известных в мире консультантов. в бизнес-школе используются современные методы обучения: занятия проводятся в малых учебных группах, в организации обучения широко используются интернет-коммуникации, видеоконференции и т. п.

В-третьих, это прекрасная организация работы по предоставлению возможности студентам прохождения профессиональной практики и временного трудоустройства по специальности. а также трудоустройства после окончания школы. Решением этих вопросов в ЗШЭМ занимается специальное структурное подразделение – Карьер-центр. Одним из самых успешных направлений его работы является регулярное проведение мероприятия «Завтрашний день студента», в ходе которого студенты и работодатели знакомятся друг с другом. Каждый раз на него приходят представители около 30 компаний и рассказывают о своей деятельности. Это во многом напоминает нашу „Ярмарку вакансий“, однако существенным отличием является то, что на ней студенты также представляют свои презентации, что позволяет повысить эффективность этого мероприятия, а будущим работодателям составить более полное представление о возможностях и уровне подготовки своих потенциальных сотрудников.

Во время учебы студенты проходят две практики по четыре недели. По итогам практики они готовят и защищают отчет. При этом организация практики студентов интегрируется с программой поддержки трудоустройства. Лучшим студентам рекомендуют базу практики исходя из того, что после окончания школы они останутся работать в этой компании. в наших вузах часто происходит иначе: учащиеся ищут базу практики самостоятельно, а факультет помогает тем, кто не может ее найти. ЗШЭМ же участвует в организации практики только наиболее успевающих студентов. Причем это содействие высоко ценится как самими студентами, так и работодателями. Рекомендация школой студента на практику служит для работодателя гарантией того, что это хорошо подготовленный ученик. Такая рекомендация рассматривается как одна из форм поощрения отличной учебы, т. к. студенты направляются в те компании, в которые самостоятельно им попасть было бы достаточно сложно. Многие из них стараются повышать свою успеваемость именно для получения рекомендации на работу.

Стоимость обучения в ЗШЭМ примерно сопоставима со стоимостью обучения в Российских вузах и равняется 4 300 евро в год, что составляет примерно 190 тыс. рублей.

Несмотря на достаточно большую цену и отсутствие общежития, количество желающих поступить значительно превышает количество мест. Например, в прошлом году из 560 абитуриентов смогли поступить только 350. Отбор студентов для учебы производится с учетом школьных успехов (средний балл), результатов тестирования по иностранному языку, математике и собеседования. Все вступительные экзамены, кроме собеседования, проводятся письменно. Такой подход позволяет не только отобрать тех, кто будет учиться в бизнес-школе, но и определить уровень их подготовки по отдельным дисциплинам. Эта оценка помогает составить индивидуальные программы для тех, чьи показатели чуть отстают, чтобы они могли подтянуться до начала занятий. На это им дается четыре недели. Подобная практика, наверное, была бы полезна и в нашей работе.

Высокое качество выпускников является следствием не только квалифицированного преподавания, но и строгих требований, которые предусматривают применение разных воспитательных мер, в том числе и отчисление за дисциплинарные нарушения и неуспеваемость. При этом отчисленным за неуспеваемость предоставляется возможность еще раз пройти соответствующий курс обучения за плату, однако в случае повторного неуспеха, больше попыток не дается. к слову, подобные инциденты чаще имеют место среди студентов первого курса. Среди старшекурсников в большинстве преобладают студенты, нацеленные на успех.

Руководством школы официально декларируется, что один из самых эффективных способов продвижения – это карьерный успех их выпускников. Поэтому школа активно поддерживает связи со своими выпускниками, тщательно следит за их успехами, рассказывая о них через СМИ широкой общественности. Следует отметить, что в отличие от обычной для нас практики, активность преподавателей оценивается не только по их успехам в учебном процессе, изданным научным статьям, но также и по опубликованным материалам про достижения бизнес-школы в общественных СМИ. к PR-кампании активно подключаются и студенты. К примеру, они довольно часто берут интервью у наиболее преуспевающих выпускников школы прошлых лет, которые делятся с будущими коллегами своими достижениями.

Отдельным успешным направлением работы ЗШЭМ является организация Летней школы, с конца июня до середины июля приглашающей студентов со всего мира на различные курсы по экономике и менеджменту с целью повышения уровня знаний. в Летней школе учащиеся могут выбрать из более чем десяти современных актуальных курсов, повысить свой уровень английского, найти друзей из разных стран. Студентам летней школы предоставляются самые современные обучающие материалы, компьютерные лаборатории, библиотека. После успешного завершения курса выдается сертификат.

Сотрудничество Факультета Маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова с ЗШЭМ обращено к целому ряду областей. в частности, безусловно перспективными для нас являются такие направления, как проведение совместных научных исследований в области маркетинга туризма; издание учебно-методических материалов для преподавателей, аспирантов и студентов; проведение совместных научно-практических конференций, бизнес-форумов, круглых столов в области современных тенденций развития маркетинга и экономики; преподавательский обмен; студенческий обмен (в том числе командирование студентов факультета маркетинга на программы обучения в течение учебного семестра, а также в летнем семестре, организованные в Загребской школе экономики и менеджмента). По многим направлениям уже начата работа. к тому же оба вуза не ограничиваются только внутренними ресурсами в своем взаимодействии, а также привлекают к сотрудничеству другие структуры. Например, это касается обмена статьями по маркетингу. Факультет направляет статьи своих сотрудников для публикации в Хорватии, а статья представителей ЗШЭМ в скором времени будет опубликована в одном из российских журналов.

По мнению руководителя ЗШЭМ, Джуро Ньявро, кризис накладывает определенную специфику на бизнес в сфере образовательных услуг. Ньявро считает, что кризис оказывает двойное действие на платное образование: с одной стороны, в условиях нестабильности и неопределенности образование воспринимается как инвестиция, и спрос на образовательные услуги растет. С другой – снижается уровень доходов и острее встает проблема выбора между государственным и платным частным образованием.

Полная версия статьи опубликована в журнале «Практический маркетинг» №1 2010.

Никишкин Валерий