Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

10 заповедей консультанта по маркетингу

Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S (berezin@semperia.ru)
Президент Гильдии Маркетологов (www.marketologi.ru)
Член Совета Директоров исследовательского холдинга Romir (8-903-788-3343)

1. Правило суперпозиции интересов. «Нет Бога, кроме Бога»

Высшей целью профессиональной деятельности консультанта по маркетингу являются такие улучшения в бизнесе клиентов, которые ведут к улучшениям в обществе. Если между интересами клиента и интересами общества возникает неразрешимое противоречие, то следует постараться удержать клиента от действий, затрагивающих интересы общества, либо воздержаться от дальнейшего сотрудничества.

2. Принцип адекватности вознаграждения. «Не сотвори себе кумира»

Вознаграждение консультанта должно быть адекватно уровню сложности решаемой задачи; выгоде, получаемой клиентом; квалификации консультанта; времени, затраченному на работу. Клиент имеет право на информацию о принципах оценки стоимости услуг консультанта. Клиент должен быть предупрежден о возможных дополнительных расходах, не включенных в изначальную согласованную стоимость работ консультанта, условиях и ситуациях их возникновения.

3. Правило адекватности усилий. «Не поминай Имя Божие всуе»

Решение, предлагаемое консультантом должно быть адекватно проблеме клиента и квалификации, специализации консультанта. Не следует предлагать решения, являющие избыточными по отношению к задаче; особенно, если это ведет к значительному увеличению расходов. Не следует браться за решение проблем, выходящих за рамки компетенции или специализации консультанта. Не следует использовать рекомендации и ссылки на третьих лиц ( «авторитетов»), если таковые не могут быть подтверждены в форме, приемлемой и понятной клиенту.

4. Принцип реалистичности сроков. «Чти день субботний»

Консультант должен стремиться к установлению адекватных и реалистичных сроков исполнения работ, оказания услуг. При этом следует ориентироваться на «нормальный» режим работы исходя из общепринятых стандартов (36-44 часов в неделю). Принцип „нормальной“ рабочей нагрузки должен распространяться на клиента и его сотрудников; на сотрудников консультанта, и на самого консультанта.

5. Правило «корней и кроны». Почитай родителей своих“

Консультант должен бережно относиться к чужой интеллектуальной собственности, даже не защищенной авторским правом. Всегда и везде, где это только уместно, следует упоминать «первоисточник»; это относится к текстам, цитатам, методикам, форматам, кейсам, решениям.

Консультант должен стремиться к тому, чтобы его опыт со временем становился достоянием профессионального сообщества. Следует объяснять клиентам вопросы социальной ответственности консультанта и стараться ограничивать время действия условий конфиденциальности приемлемыми сроками (до пяти лет, максимум).

6. Принцип «Не навреди». Не убий“

Мы живем в вероятностном мире. 100% гарантии не может дать никто. Консультант должен просчитывать риски и вероятности и предупреждать о них клиентов. Работа консультанта состоит в стремлении улучшить бизнес клиента, помочь решить проблему. Консультант должен оценивать риски возможного ухудшения бизнеса клиента и честно предупредить последнего о их наличии и уровне. Вопрос о продолжении сотрудничества в условиях оцененных рисков должен решать информированный клиент. Вместе с тем практика преувеличения рисков, запугивания клиентов с целью расширения сотрудничества и/или реализации дополнительных услуг признается недобросовестной. Между работой консультанта и работой врача есть очень много общего. Настоящий принцип заимствован из медицины, где он является ключевым.

7. Правило учета пересекающихся интересов. «Не укради»

Консультанты имеют право работать одновременно с компаниями, являющимися прямыми конкурентами только с согласия обеих сторон. Клиент имеет право установить разумный срок (например два года после завершения сотрудничества) в течении которого консультант добровольно берет на себя обязательство не оказывать консультационные, информационные либо иные интеллектуальные услуги компаниям, являющимся прямыми конкурентами Клиента. Эти компании должны быть обозначены заранее и их список должен носить закрытый характер.

В случае, если консультанту становится известно о том, что Клиент до начала сотрудничества с данным консультантом уже имеет соглашение с другим консультантом, консультанту следует поставить в известность последнего об этом. Также следует поступить в случае, если консультанта приглашают выступить в качестве «аудитора», проверяющего или контролера по отношению к другому консультанту.

8. Принцип привлечения к сотрудничеству. «Не прелюбодействуй»

Привлекать к сотрудничеству на постоянной или временной основе, в том числе — с третьими лицами, сотрудников клиентов и / или других консультантов консультанты имеют право, только предварительно поставив в известность настоящих работодателей этих лиц и с согласия работодателей. В свою очередь, консультанты вправе ожидать аналогичного отношения к себе и своим сотрудникам по данному вопросу, и со стороны клиентов, и со стороны других консультантов.

9. Правило обоснованной критики. «Не возводи ложного свидетельства»

Любая работа консультанта по маркетингу / брендингу, представленная публично, может быть подвергнута критическому анализу. Если подобный анализ будет проведен объективно и добросовестно это может принести пользу обществу, профессиональному сообществу, клиентам. Критика работы другого консультанта должна быть ограничена предметом, ставшим объектом критики. Обобщения, касающиеся личности консультанта, чья работа была подвергнута анализу, его квалификации или репутации являются недопустимыми.

Подвергая обоснованной критике работу, идеи или методы других консультантов или конкретные методики, применяемые в ходе проведения консалтинговых работ, следует воздерживаться от заявлений или утверждений которые могут ввести общественность и потенциальных клиентов в заблуждение, создать у них неверные представления и нанести вред маркетинговому консультированию как виду управленческого консультирования в целом.

10. Принцип распространения информации. «Не возжелай добра ближнего твоего»

Консультанту по маркетингу / брендингу следует оказывать всемерное содействие распространению достоверной и актуальной информации, опыта, знаний, навыков, приемов и методик консультационной работы.

Консультанту следует воздерживаться от использования или иного публичного распространения тех методик, приемов и информации, которые им стали известны в ходе совместного исполнения работ с другими консультантами, в случае, если авторы этих методик или владельцы этой информации не дали прямого разрешения на ее распространение.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены