Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Вашингтон Плэтт. "Стратегическая разведка. Основные принципы"

Игорь Березин, исследовательская группа «Эксперт-МА»

Издательство «Инфра-М». 1997 г. 376 с.

Вашингтон Плэтт — бригадный генерал армии США, участник двух мировых войн, великолепный специалист по сбору и анализу информации. Короткое предисловие, написанное Рэмом Красильниковым в течении 13 лет возглавлявшим отдел по противодействию спецслужбам США на территории СССР Второго Главного Управления КГБ, завершается мнением о том, что: «лица, связывающие свою деятельность с информационными службами, политологией, социологией, менеджментом, найдут для себя в книге Вашингтона Плэтта много полезного». Целиком разделяю это мнение, с единственным добавлением, что больше всего пользы из работы „Стратегическая разведка. Основные принципы“ могут извлечь специалисты по маркетинговому анализу. Просто слово „разведчик“ следует всякий раз заменять на „аналитик“ или „маркетолог“. Поверьте — смысл от этого не изменится.

«Стратегическая разведка» В. Плэтта состоит из трех больших частей и восьми глав.

Часть первая — «Цель и методы исследования» состоит из двух глав.

В первой (вводной) главе обсуждаются вопросы постановки целей исследования, определения рамок и составления плана исследования.

Во второй главе обсуждаются «Основные принципы информационной работы разведки *»; характерные особенности информационной работы как профессии, их отличие от научной деятельности. Вид информационного документа разведки *. Здесь даются критерии ценности информации — полезность, своевременность, достоверность и ясность. Обсуждается время, затрачиваемое на составление и чтение документа. Подчеркивается феномен падения со временем ценности собранной информации. В заключении этой главы даются девять принципов стратегической разведки *, перекликающихся с принципами ведения войны, сформулированными Карлом фон Клаузевицем.

* Читай — «аналитической службы» или „менеджера по анализу рынка“.

Вот они:

  1. Постановка четкой цели сбора и анализа информации
  2. Четкое определение всех понятий, исключение двусмысленностей
  3. Использование всех имеющихся источников информации
  4. Всестороннее раскрытие значения установленных фактов
  5. Установление причинно-следственных связей
  6. Учет национального характера народа
  7. Определение ключевых тенденций развития, их устойчивости, циклов
  8. Определение степени достоверности: источников, фактов, связей и т.д.
  9. Четкое и краткое формулирование выводов.

Часть вторая — «Информационная работа разведки * как процесс мышления» состоит из пяти глав.

В третьей главе рассказывается как осуществляется переход от сбора разрозненных фактов к информации. Весьма колоритны названия разделов:

  • Достаточное количество «ничего» в сумме дает „нечто“
  • Факты ничего не значат
  • Новое начинание
  • Изучение существующего положения и тенденций
  • Зрелые размышления все же необходимы
  • Шерлок Холмс и произвольные выводы.

Четвертая глава — «Информационная работа как процесс творческого мышления» посвящена типологии проблем решаемых с помощью этого вида мышления, общим принципам умственной деятельности, стадиям процесса творческого мышления, полезным методам работы. Завершается глава описанием шести типов научных работников: „прометеев“, „критиков“, „систематизаторов“, „описателей“, „скрупулезных“, „прилежных“.

В пятой главе рассматривается «Помощь разведке * со стороны общественных наук». Здесь даются ответы на вопросы:

  • «Почему офицер информации * должен читать много литературы по общественным наукам?»,
  • «Какой вид анализа более эффективен: экспериментальный или количественный?»,
  • «Повторяется ли история?»,
  • «Имеют ли общественные группы и народы определенный характер?»,
  • и многие другие.

Глава 6 — «Вероятность и достоверность» посвящена использованию в информационной работе теории вероятностей и математической статистики, а также способам оценки и выражения достоверности данных.

Глава 7 — «Предвидение» содержит анализ пяти ключевых факторов, способных немного рассеять „туман будущего“. Вот они:

  1. Полнота, достоверность и точность сведений; обоснованность предположений.
  2. Национальный характер народа.
  3. Использование общих принципов предвидения. Применимых во всех случаях и к длительным явлениям.
  4. Компетентность в области используемых наук
  5. Творческие способности и зрелость суждений.

Часть третья — «Информационная работа разведки * как профессия» состоит всего из одной главы, посвященной профессиональным особенностям информационной работы. Для начала рассматриваются характерные особенности профессий умственного труда, обучение в учебных заведениях, аспирантская подготовка. Затем — самостоятельная подготовка, источники профессионального вдохновения, профессиональная честь, ограничения, налагаемые требованиями секретности.

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены