Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«The Intel» Майкл Мэлоун

«The Intel»   Майкл Мэлоун  «Эксмо», Москва 2015, представлена Интернет-магазином «Эксмо» 

 

 

Когда наука «рулит» бизнесом

 


«Если вы думаете, что сможете — вы сможете, если думаете, что нет — вы правы»

Мао Цзэдун

 

Пугающий тренд я наблюдаю уже более 8 лет. Любая человеческая особь в России, хоть каким-то образом ассоциирующая себя с бизнесом, пытается написать «поучительную биографию», раскрыть истоки своего «успеха» подрастающему поколению сказав им, что главное в жизни - это воронье вероломство, баранье упорство, лисья хитрость, и Вы всего достигнете. Всегда с крайним скепсисом относился к такому «полезному опыту», тем более, все и без того были прекрасно осведомлены о происхождении капиталов данных «творцов» Видимо, одним из положительных моментов пришедшего кризиса явилось, то, что он очистил книжный рынок от этой бахвальной джинсы.

Считал, считаю и буду считать, что основная проблема в России – это негативный смысл фразы: «Какой умный нашёлся!». Образованных не любят и боятся, особенно в российском бизнесе. На них косо смотрят, им ставят палки в колёса, их хотят подровнять под основной «уровень штата», их инициативы не принимают, да и весомый вклад в успехи компании всегда стараются занизить. Мой первый шок от знакомства с реальной компетенций «настоящих»  бизнес-сотрудников произошёл сразу после ухода из науки,  ещё за пару лет до первого российского кризиса.  Упакованный финансовый директор, сверкая золотыми печатками, на калькуляторе считал 30% от 1500$, что само по себе мне показалось необычным. Для этого, он сначала всё умножил на 30, а потом разделил на 100.  На моё робкое предложение, сразу умножать на 0.3 в ответ услышал просто обезоруживающую фразу: «Моим способом - точнее!». Довольно быстро, я в дальнейшем выработал в себе иммунитет к подобным проявлением «учёности» в бизнесе и жить стало легче!

Кто из нас не сталкивался или не слышал от своих знакомых о фантастических случаях самодурства владельцев компании и Топ менеджмента? Сколько роликов на эту тему, взрывали в своё время Интернет, начиная с классического «проигранного рынка полимеров», заканчивая стремительными полётами смартфонов подчинённых об стену. И самое удивительное, что во всём этом поражает – люди сидят и терпят. У меня даже складывается ощущение, что термин «командообразование» изобретён именно для оправдания самодурства и некомпетентности начальника:  «Мол, видишь – все терпят, значит все в одной лодке, все одна команда!». А тех, кто не хочет с этим мириться и уходит в знак протеста – считают предателем и его фото быстро убирается с корпоративной страницы сайта в разделе «Ими гордится компания», его фамилию запрещают произносить на собраниях и все его достижения быстро расхватываются и приписываются себе оставшимися на судне. Кстати любимая фраза работников службы персонала: «Незаменимых нет!» - всегда  оправдывала и дружественно «обеляло»  руководство в таком случае.

К счастью, у каждого из нас есть возможность посмотреть на зарубежные практики отношения к талантам внутри компании. Одним из замечательных примеров является 500 страничная подробная история Intel и его легендарных основателей Роберта Нойса, Гордона Мура (автор одноимённого закона) и Эндри Гроува, написанная Майклом Мэлоуни.  Вся книга пропитана истинным духом «Кремниевой долины», в котором ум, компетентность, инновационное мышление выбросило как хлам строгие забюрократизированные корпоративные нормы. На первое место в бизнесе,  был поставлен человек с его образованностью, а не бесконечные бизнес-регламенты и бумажное ёрзание. Кстати, и сам Intel зародился только благодаря управленческому самодурству нобелевского лауреата Уильям Шокли (руководителя Shockley Transistor), от которого ушла «Вероломная Восьмёрка» молодых учёных  талантов, которые и оказались «незаменимыми».  Опробовав свои силы на новом проекте, и добившись замечательных успехов, они вновь «проросли» и одна из ветвей «дала» Интеловский побег на сотни миллиардов долларов.

Наверняка многие из нас помнят лопнувший «пузырь доткомов», так вот, аналогичный вариант произошёл более 30 лет назад, но на рынке полупроводников. Выжили те компании, кто во главу угла поставил  компетентность своих сотрудников и прорывные научные исследования, а не манипуляционные действия с рынком. Лишний раз хочется обратить внимание коллег-маркетологов, что только уникальное конкурентное преимущество в виде инновации может дать долгосрочный успешный рост компании. Вроде на словах согласны все, а как доходит до дела…  И действительность современного российского бизнеса может ввести в уныние даже самого оптимистично настроенного специалиста. Но зарубежные примеры есть и на них стоит ориентироваться!

Компания Intel  смогла успешно совместить в себе уникальную творческую культуру инженерного/научного коллектива, где активно поощряется индивидуальность каждого, с реалиями бизнеса.  Кстати, на мой взгляд – это именно то, чего сейчас так не хватает отечественному предпринимательству. И плодятся со скоростью мух-дроздофилов толпы однотипных менеджеров, и скоро по пальцам можно будет пересчитать квалифицированных инженеров, а у одарённых российских учёных остаётся только три проверенных временем  выхода: Домодедово, Шереметьево и Внуково. Написанная Майклом Мэлоуни книга не станет для Вас набором готовых решений, но даст самое важное – крайне сейчас дефицитную, качественную и полезную пищу для раздумий. Так что, если есть желание задействовать своё серое вещество – то у Вас прекрасный шанс!

 

 

PS «Мы живем в эпоху специалистов, которые не интересуются своей специальностью»

Петер Бихсель

C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Гильдии маркетологов.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/

 

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены