Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Мы не умеем писать о кофе…и бизнесе»

Рецензия на:
«Дело не в кофе». Говард Бехар, Альпина Бизнес Букс, 2009
Влейте в нее свое сердце“. Говард Шульц, СШЭ в СПб, 2005

Два «больших» Говарда – создатель (Шульц) и вице-президент (Бехар), внесший признанный вклад в построение международного бренда Starbucks взялись описать свой (и легендарной компании) бесценный опыт. Может быть, если бы они это, как и компанию, попытались сделать совместно, с помощью толковых журналистов, у них бы и вышло что-нибудь путное; хотя бы отдаленно напоминающее творения Сэма Уолтона или Джека Уэлча. Как знать? Но по отдельности у них точно ничего не получилось. А вернее получились очередные „бронзовые“ опусы в духе панегириков „Бенетону“ и НР.

Бехар честно предупредил – «дело не в кофе», и – не в Starbucks. Вместо Starbucks смело можно подставить название любой известной (и неизвестной) компании без потери логических связей. Вообще творение Бехара напоминает сильно сокращенный и адаптированный для альтернативно одаренных учеников американских колледжей учебник по менеджменту. „Надо быть честным!“, „Надо хорошо относиться к покупателям!!“, „Надо хорошо относиться к своим работникам!!!“, Бла-бла-бла…

Работа Шульца более эмоциональна. В ней много рассказывается об отношении автора со своим отцом, немного – о жене. Пол страницы глава одной из крупнейших компаний мира (в секторе общественного питания) уделил своим взаимоотношениям с Уолл-Стрит. И даже упомянул о некой этической проблеме, которая состоит в том, что те, кто выращивают кофе, получают 2% от его биржевой цены. Тут, правда, сразу выяснилось что Starbucks – очень маленькая и незаметная и никак не может поучаствовать в решении глобальных социальных проблем.

Хотя обе книги написаны в середине 1-го десятилетия нашего века (в 2004-м – Шульц, в 2007-м – Бехар) история Starbucks в каждой из них завершается в конце века ХХ-го. Конечно, в обеих книгах ничего не говорится о реальном «кофейном» бизнесе; как можно понять из публикаций в деловой прессе – довольно жестком. Конечно, в Starbucks не было неудач, конфликта интересов, недовольных работников, потребителей и общественности. Вообще от прочтения этих двух книжек получить представление о бизнесе Starbucks можно не более, чем от двух посещений одноименных кофеен. Правда, — книжки обойдутся дешевле. По крайней мере – в России.

ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

Березин Игорь