Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

МЕРКАТОР. Теория и практика маркетинга

Игорь Березин, президент Гильдии Маркетологов, Член совета директоров ROMIR-Monitoring
МЕРКАТОР. Теория и практика маркетинга   

МЕРКАТОР. Теория и практика маркетинга

Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д.

Издательство: МЦФЭР
Год издания: 2006
ISBN: 5-7709-0377-5

В первых отзывах (сугубо положительных) на книгу Ландреви, Леви и Линдона «Меркатор», выпущенной издательским домом МЦФЭР рецензенты дружно отметили, что „…очень хорошо, что российские читатели уже знакомые с американскими фундаментальными учебниками по маркетингу теперь могут познакомиться и с одним из лучших европейских образцов, французским….“. Но никто не взялся объяснить – почему это так хорошо. Я попробую.

Теперь уже бывший советник президента Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов несколько лет назад призывал (непонятно кого?) догнать по экономическим показателям Португалию. Почему он выбрал Португалию, а не скажем Бразилию, куда больше соразмерную России по территории и населению, менталитету и контрастам – Бог весть? А вот соразмерна ли Франция России до такой степени, чтобы выбрать ее в качестве образца? Если судить только по территории – нет. У нас только Красноярский край равняется четырем Франциям. А вот по культуре, истории, особенностям менталитета и по экономическим показателям (да-ДА!!) – очень даже.

Лет двадцать назад Арман Деян в своей книге, посвященной рекламе очень сетовал, что Франция в этой области отстала от США на несколько десятилетий. В доказательство своего мнения он приводил множество цифр – и в частности такую: «каждый француз получает в течении года только три купона с предложением приобрести товары со скидкой на предъявителя этого купона, каждый американец – 800…». У нас подобными и аналогичными сравнениями и стенаниями заполнены журналы по маркетингу и рекламе уже года четыре. „…Каждый американец ежегодно получает по почте 750 килограммов печатных материалов: листовок, буклетов, каталогов, бесплатных газет и т.п., а каждый россиянин только 750 грамм…“, „…В США на проведение только фокус-групп заказчики ежегодно тратят более миллиарда долларов; в России на все маркетинговые исследования за последние семь лет было потрачено меньше денег….“ и т.д., и т.п. и все в таком духе. „Катастрафический“ отрыв от заокеанского Большого Брата Франция преодолела менее чем за два десятилетия. И мы сможем.

Лет десять назад мэр Парижа (некто Жак Ширак) распорядился убрать с улиц и домов всю рекламу и вывески на английском языке. Даже названия международных компаний велено было перевести на французский язык. (А мы еще по подобному поводу потешались над Юрием Михайловичем. Очень даже зря.) Потом требования несколько смягчились. Но суть не в этом. Во Франции существует (и исполняется) закон о защите французского языка. Мало кто у нас знает, что этот язык стал по настоящему национальным только в середине XIX века. Зато в начале того же века русская аристократия (к большому огорчению великих русских писателей) говорила на французском куда лучше, чем на русском.

Франция – единственная европейская страна, которая оказывает значимую поддержку собственному кинематографу, с тем, чтобы он противостоял Голливуду; и завидным постоянством выпускает собственные блокбастеры по голливудским лекалам. И мы очень гордимся успехами «дозоров», „советников“, „роты“. А еще одной из значимых статей французского экспорта является оружие. А еще Франция была великой колониальной державой (еще каких-то 50-60 лет назад); причем также как и Россия перекачивала ресурсы из метрополии в периферийные провинции. А еще в „большом Париже“ проживает более семи миллионов человек. Это третий по величине город в Европе. После Москвы и Лондона. А еще во Франции говорят – „Париж – это не Франция“. Что то подобное мы ведь с вами очень часто слышим в российской редакции. А еще. А еще…

А еще Валовой Внутренний Продукт Франции составляет примерно 1.5-1.7 триллиона долларов. И в России примерно также, если считать по паритету покупательной способности; а по биржевому курсу пока только 720 миллиардов. Но объем многих потребительских рынков уже вполне сопоставим – см. Таблицу 1.

Конечно, население в России в 2.5 раза больше. А значит в расчете на душу населения россияне потребляют в два-три раза меньше благ, чем французы. Это печально. Но нам есть куда расти (а мы тьфу-тьфу-тьфу растем), есть к чему стремиться, есть у кого учиться. И здесь учебник «Меркатор» с такой любовью и профессионализмом изданный ИД МЦФЭР будет неплохим подспорьем тем, кто западную потребительскую сказку мечтает сделать российской былью не в перспективе удаляющегося за горизонт коммунизма, а в ближайшую пятилетку; ну – две.

Таблица 1. Валовые показатели по некоторым рынкам России и Франции

Рынок Франция*,
2001 год млрд. €
Россия**,
2005 год млрд. $
Продукты питания 109 113
В т.ч. — Мясо 16 15-20
Алкогольные напитки 13.3 25-30
Табачные изделия 14.4 7-9
Автомобили 33.9 16-22

* Данные по Франции – «Меркатор», МЦФЭР
** Данные по России – ФСГС, экспертные оценки автора

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены