Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

"Конкурентная стратегия" Майкл Портер

"Конкурентная стратегия"  Майкл Портер,  «Альпина Паблишер», Москва 2015. 

 

О стратегическом компасе в буре конкуренции

 

«В спорте  ни в коем случае нельзя останавливаться. Когда соперники равны, результат может оказаться случайным. Надо быть на голову выше»

А.В. Тарасов

 

С каждым годом всё больше и больше возникает уверенность, что слово «Тренер» нужно писать с заглавной буквы. Обычно специалисты этой профессии находятся в тени своих звёздных воспитанников, но это только на первый взгляд. Ведь даже у таких маститых «стратегов», как шахматисты (просчитывающих возможное развитие партии на десяток шагов вперёд), есть свои тренеры! А что тогда говорить, о футбольных  суперклубах, где схема игры,  неправильно выстроенная связка между игроками, не вовремя произведённая замена могут стоить футбольным фаворитам позорного проигрыша. Уже давно появилось такое понятие как спортивный менеджмент, а не так давно, даже, спортивный маркетинг. Ни кого не удивляет постановка стратегических задач перед спортивными командами. Более того, по моим наблюдениям, денежное вознаграждение успешных тренеров значительно возросло, по отношению к прошлым периодам.

Само слово «конкуренция» звучит в английском языке как «competition» и основное значение уже английского термина – «состязание». К состязаниям можно относиться по разному, сейчас даже появилось такое «веяние», что все конкуренты – друзья. Ну, каждому своё. Лично я, всегда пользуюсь в этом случае куплетом из песни В.С. Высоцкого, помните: «На дистанции - четверка первачей.  Каждый думает, что он-то побойчей.  Каждый думает, что меньше всех устал. Каждый хочет на высокий пьедестал».  А ведь действительно – на пьедестале мест не много, и все точно не уместятся! Видимо, стоит не только участвовать, но и побеждать.

 Конкуренция в бизнесе является лишь маленьким перышком огромного веера «конкуренции». Сама природа заложила в нас эту сжатую пружину. Но присмотритесь к собратьям нашим меньшим, для того чтобы выжить, они вынуждены предпринимать стратегические подходы, даже не осознавая этого. Ведь не зря Дарвин писал: «Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам». А уж где-где, а в сегодняшнем бизнесе перемен более чем достаточно. Но вот тут то и возникает вопрос - устраивать ли постоянный мозговой штурм с «кипящими» мозгами, как ответную реакцию на перемены, или же использовать уже разработанный системный подход к их решению. Наверняка, кто-то скажет про собственный путь российского бизнеса, несомненно, специфика есть. Но это лишь небольшие мазки на огромном полотне деловой жизни!

Ну, теперь самое время перейти к уникальному специалисту, профессору Гарвардской школы  бизнеса, Майклу Портеру,  который смог объединить в себе мудрость Сунь-Цзы и гений Карла фон Клаузевица, заложив фундамент в изучении конкурентной борьбы. Почти все его труды в заглавии содержат слово «конкуренция» или «стратегия». Сейчас, стало крайне популярно, негативно относится к мировым основоположникам маркетинга. Антикотлеристы сплотились в едином порыве, при этом ничего дельного в замен не предлагая. Сразу вспоминается Булгаков: «Да не согласен я… с обоими!». За свой бизнес-путь, я  неоднократно становился свидетелем краха начинаний, строящихся в первую очередь на отрицании портеровского стратегического подхода. Но видимо есть любители, по несколько раз попадаться в тот же капкан.

Книги Майкла Портрера с трудом можно отнести к столь сейчас популярному «лёгкому чтению», да и картинок немного.:-)  Зато всё настолько разложено по полочкам, обосновано, доказано – что читается с огромным удовольствием. Мы даже не задумываемся, сколько Гарвардский профессор привнёс в маркетинг: 5 конкурентных сил, родовые конкурентные стратегии, цепочку создания ценности и пр. Даже одной из этих опций достаточно, чтобы навсегда быть вписанным в мировую летопись маркетинга. Книга «Конкурентная стратегия» - не стала исключением и уж точно должна занять достойное место в библиотеке современного маркетолога. Успешное ведение конкурентной борьбы – один из ключевых критериев оценки высокопрофессионального маркетолога.  

Ещё раз хочу вернуться к конкурентным стратегиям. Не имея её, Вы, при стечении обстоятельств, можете победить пару раз, но потом, в конечном счёте, всё равно проиграете. А сколько компаний так и остались в истории прошлого, допустив грубейшие стратегические ошибки! Да, стратегия крайне важна и полезна! А «правильная» стратегия полезней в разы! Ещё раз хочу предупредить любителей «лёгкого» чтения – над книгой Портера придётся «попотеть»! Но ведь не зря говорил Великий русский полководец     - А.В. Суворов, так и не познавший горечь поражений: «Тяжело в учении – легко в бою!»

PS «Стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами»

Карл фон Клаузевиц

                                                                                                                                               

 C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Гильдии маркетологов.
Член Сети «Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов».
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены