Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Как лгать при помощи статистики» Дарелл Хафф

«Как лгать при помощи статистики»  Дарелл Хафф  «Альпина Паблишер» 2015. 

 

В одном городе жили «правдуны»,  в другом… статисты.

 

«В статистике, как и в Кама-Сутре, безвыходных положений не бывает»

Наблюдение автора

 

Реалии нашего времени – постоянная ложь - навсегда прописалась в информационных источниках. С каждым годом ее объём ширится, находятся все новые способы «одурачивания» читателей. При этом, не малую роль во всем этом сценарии играет инструмент «сухих цифр» - статистика. Доходят даже до того, что специально утаивают, например, метод нахождения такой важной величины, как среднее. Посудите сами, если использовать три различных подхода «среднее арифметическое», «медиана» и «мода» к определению доходов современного россиянина, то даже сложно себе представить во сколько десятков раз будут разниться полученные величины. И, конечно, нам с вами представят далеко не худший вариант, чтобы ощущение было хотя бы «достойного» существования! Гордо произносятся эти цифры с высоких трибун и доводятся до сознания каждого.

Меня всегда, до смешливой икоты,  поражала ситуация с нашими налоговыми органами. Пример. Огромное здание в центре Москвы, около него просто настоящая автомобильная выставка престижных иномарок. Мраморные полы и слегка «посеребрённые» унитазы, а компания, к сожалению, уже пять лет работает с минусовой/нулевой прибылью. Встречающиеся на пути менеджеры, ведут себя по аналогии с героем песни Семёна Слепакова: «И правой рукой прикрываю на левой часы  «Вашерон Константин» ». Скромные официальные 30-45 тыс. рублёвые зарплаты работников могут выбить скупую мужскую слезу и, конечно больше всего сочувствуешь  Ген. Директору с самой высокой в компании ставкой в 90 тыс. рублей. Эх, жаль, нет сейчас Станиславских в налоговых органах, который как рявкнул поставленным голосом, на всё красиво отделанное здание в смешанном стиле ампира с барокко:  «НЕ ВЕРЮ!!!»

Хотя, что греха таить, всякое бывало за время работы Директором по маркетингу. Толи сказка, толи быль, а только, ну прямо лопается акционер от злости, что наша компания уступила лидерство по итогам года АЖ на 3% ближайшему конкуренту.  Молнии мечет, всех без квартального и годового бонуса грозит оставить, орёт в мою телефонную трубку так, что отказывает динамик: «А может Вы где-то всё же в цифрах напутали?». Семеня, бежит в маркетинг на поклон коммерческий Директор, рассказывая трогательную историю про ипотеку, за которую, после такого провального года, нечем будет платить! Компания погрязает в унынии, как страна в момент кончины видного партийного деятеля. Грустно смотрят на меня аналитики, понимая, что сейчас придется переступить через свой профессиональный долг и этику. Сдаюсь! Внимательно смотрю на сводные «экселеские» таблицы и тихонько говорю коллегам: «Видите, у конкурента основной сегмент по продаже лидирующей техники составляет 48 %.  Так давайте, при расчёте объёма рынка слегка снизим их продажную стоимость, ссылаюсь на информацию от ряда партнёров по случаю демпинговых атак (а они, действительно, были, только с частотой пониже)». И случается ЧУДО! Мы «обгоняем» ненавистного конкурента на 1.2%. На блюдах с «голубой каёмочкой» разлетаются по компании бонусы, у меня появляется новый телефон, и компания расцветает, как тропические цветы после стремительного ливня. Акционер, конечно, мне вываливает весь наболевший груз своей души по поводу первых «неправильных цифр» и обещает на этот раз «простить» и даже не увольнять половину моего подразделения.

Хоть и не любит спина гнуться – по пояс готов поклониться Дареллу Хаффу за откровенный, честный, профессиональный рассказ о всевозможных трюках в области статистики. В какой-то момент создаётся ощущение, что ты читаешь разоблачение картёжных шулеров, а не «умных дядечек и тетечек», так виртуозно владеющих цифрой и крайне «хитрой» графикой. Скажу сразу – кто не доверял статистам – после прочтения книги, будет не доверять ещё больше. Но с другой стороны: «Предупреждён – значит вооружён». Те, кто вообще не был знаком даже с азами данной области, наверняка уже смотрят в зубодробительное определение в Википедии: «Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме»

Появление данной книги особенно важно, когда на арену выходит Биг Дата. И начинаются строиться бесконечные корреляции, при этом – некоторые события оказываются совершенно разнородными, но случайно совпадающими, как например, когда мои часы показывают полдень – бьют Куранты в Кремле. Вся ситуация осложняется ещё и тем, что человек все больше «выпадает» из процесса, отдавая власть бездушной машине. Это лишний раз напоминает нам о том – что человеческий мозг, а особенно мелькающие в нём мысли, пока ещё (к счастью), невозможно полностью смоделировать и воспроизвести. На минуту задумайтесь о ситуации, что компьютер, со временем, то же может научиться «вертеть» наборами цифр в нужном ему /разработчикам направлении.

Книга просто наполнена актуальными примерами стандартных ошибок/уловок на которые мы часто попадаемся практически автоматически. Например, в кризис Вам сократили зарплату на 50%, а после его прошествии «щедрой» рукой увеличили на 50%  . Если Вам кажется, что здесь всё эквивалентно, просто возьмите ручку и представьте, что у Вас была зарплата в 1000$...  Одним словом очень советую прочесть эту «книгу и большим и малым», и «профессионалам и начинающим» и «владельцам бизнеса и штатным работникам». Каждый для себя найдёт что-то полезное!

 

 

«Статистика – все равно, что купальник бикини. То, что она показывает, весьма привлекательно, но куда интересней то, что она скрывает»

Из Интернета от любителя бикини

 

C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Совета Гильдии маркетологов.
Член НГПК.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены