Яндекс.Метрика
ИНТЕРВЬЮ С ЧЛЕНАМИ ГИЛЬДИИ

Маркетолог - cпециалист общества потребления - интервью газете "Вакансия"

Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S ()
Президент Гильдии Маркетологов (www.marketologi.ru)
Член Совета Директоров исследовательского холдинга Romir (8-903-788-3343)

Интервью газете ВАКАНСИЯ (21 июля 2008 года)

«Первые специалисты по маркетингу появились в США в начале ХХ века. В это время в США на базе массового конвейерного производства качественных и недорогих товаров начало формироваться общество современного типа, „общество потребления“, с массовым средним классом. Продукты питания, средства гигиены, хозяйственные товары, одежда, автомобили, бытовая техника стали доступны миллионам, десяткам миллионов семей. И возникла задача массового сбыта всей этой продукции на рынках, удаленных за сотни и тысячи километров от места их производства. Эту задачу стали решать маркетологи», — рассказывает Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов.

Игорь, когда этот вид деятельности пришел в Россию?

В России профессия маркетолога появилась в конце ХХ века, когда в нашей стране была восстановлена экономическая система рыночного типа. В СССР маркетологи были не нужны, поскольку большинство качественных потребительских товаров (даже таких среднекачественных, как легковые автомобили «Москвич» и „Жигули“) были дефицитными. Но буквально за несколько лет в начале 90-х дефицит исчез, а товаров стало в избытке. Но из-за резкого снижения реальных доходов населения эти товары стали недоступны большинству потребителей. С экономическим ростом и ростом реальных доходов населения, начиная с 2000-го года, российские потребительские рынки стали стремительно расти. И сегодня Россия на потребительских рынках уже занимает 5-8 место в мире, и 2-4 место в Европе. Российские маркетологи сегодня решают те же задачи, что и их коллеги в США, ЮВА, Европе.

В чем суть этой работы?

Задачей маркетинга является осуществление эффективных коммуникаций между фирмой и рынком. Начинается работа маркетолога с изучения рынка, потребителей, структуры предложения и рыночных возможностей. На этом этапе необходимо найти или создать сегменты рынка, которые фирма могла бы эффективно обслуживать. С учетом, естественно, имеющихся у фирмы ресурсов: кадровых, финансовых, производственных. Надо назначить на продукт правильную цену: привлекательную для потребителей, но и позволяющую фирме получать прибыль. Затем произведенный продукт (физический товар или услугу) необходимо доставить к месту потребления, к потребителю. Это задачи логистического характера, организации дистрибуции, мерчандайзинга. Далее потребителя необходимо проинформировать об имеющемся предложении, его преимуществах, выгодах, качествах. Это задача рекламы. Потребителя надо мягко подтолкнуть к принятию решения в пользу нашего продукта, дать ему его попробовать. Это задача стимулирования сбыта, BTL. Получив потребителя, необходимо его сохранить, сделать постоянным, лояльным. Это тоже задача маркетинга. Наконец, надо обеспечить потребителей, средства массовой информации, местную общественность, контролирующие органы позитивной информацией о деятельности компании, ее руководителей, ее продукции, ее социальной роли. Это задача PR.

- Какими нужно обладать личностными и профессиональными качествами, чтобы стать хорошим маркетологом?

Работоспособностью. Ответственностью. Порядочностью. Аналитическим складом ума.

Любознательностью. Общительностью. Широтой взглядов. Умением работать в команде.

Конечно, необходимы навыки работы с общими и прикладными компьютерными программами. Знание иностранных языков.

Где лучше получить образование в России или за рубежом?

Это зависит от того, где будущий специалист собирается работать ближайшие 5-7 лет.

Если за рубежом, то и образование лучше получать там, и работу начинать искать с первого же года учебы. Если длительный отъезд из России в ближайшие годы не предвидится, то начинать работать и учиться лучше в России. Профессиональное образование – это, конечно, важно, но и в России, и за рубежом больше ценится опыт работы, реализация успешных проектов. Сегодня, наверное, ни в одной профессии не удастся получить образование один раз и на всю жизнь. Через 5-7, максимум 10-12 лет придется получать второе высшее, диплом МВА, проходить курсы повышения квалификации, корпоративное обучение и т. д.

Могли бы привести несколько учебных заведений, которые готовят высококвалифицированных маркетологов?

В Москве: Высшая Школа Экономики, РЭА им. Плеханова, АНХ при Правительстве РФ, МГУ им. Ломоносова, РГГУ, Университет Коммерции (МГУК). В ряде крупных российских городов есть очень сильные университеты, например в Кемерово, Томске, Новосибирске, Казани, Ростове.

- Сегодня появляются союзы, ассоциации, гильдии, объединяющие людей по принципу профессиональной принадлежности. Вы возглавляете Гильдию маркетологов. Как стать ее членом?

Членство в Гильдии персональное. Гильдия объединяет профессионалов, а не компании.

Нужно стать профессионалом в маркетинге: руководителем отдела маркетинга, бренд-менеджером, исследователем, консультантом по маркетингу, преподавателем или организатором маркетингового образования, ведущим специалистом по рекламе, продвижению, логистике, PR, BTL, DM и т. д. Нужно познакомиться с Гильдией (сайт, Устав) и хотя бы двумя ее членами (из 200), получить рекомендации от них. Получить одобрение Совета Гильдии (для специалиста, имеющего две рекомендации, это очень просто). Заплатить вступительный взнос, он относительно небольшой. Затем — участвовать (очно или дистанционно) в работе Гильдии. Платить членские взносы.

Что дает и что просит взамен членство в Гильдии маркетологов?

Гильдия создает возможности для общения профессионалов, обмена опытом, распространения информации, дискуссий, совместной реализации интересных проектов, задумок как коммерческих, так и общественно полезных. Членство в Гильдии дает, а вернее, подтверждает профессиональный статус. Ведь, наверное, недостаточно мне

самому думать, что я хорошо пою. Желательно, чтобы это подтвердили другие люди. И хорошо бы не только мои друзья и родственники, но и известные певцы, композиторы, музыкальные критики, педагоги по вокалу. Гильдия просит от своих членов неравнодушия, своевременного отклика на обращения, посильного участия в жизни профессионального сообщества.

Владлена РЮМИНА

Березин Игорь