Яндекс.Метрика
ИНТЕРВЬЮ С ЧЛЕНАМИ ГИЛЬДИИ

Купить или не купить… МВА? (совместно с Евгением Бойченко)

Издание для супергероев-маркетологов: www.marketersdigest.ru В январском номере в рубрике «Marketer’s University» представлено интервью Игоря Березина и Евгения Бойченко.

Диплом МВА стал стандартным требованием, если в планах серьезная карьера. С другой стороны, огромный выбор программ и ежегодно пополняемые ряды выпускников, снизили воспринимаемую ценность мастерства делового администрирования. А службу НR чаще интересует, где вы работали, какой № в топ-листе у вашей предыдущей компании. Если вы консультант, наличие MBA не повлияет на количество и стоимость контрактов.

Но стандарт есть стандарт. Приходится взять в руки $15000, запастись двумя годами терпения и решить главный вопрос: какую программу предпочесть? Или проблемы нет, и все программы одинаковы? Предполагаю, что гости рубрики ответят на эти вопросы.

Игорь Березин – соруководитель программы МВА «Управление рынком: стратегии и технологии», РЭУ имени Г. В. Плеханова и Гильдии Маркетологов, представит самую молодую программу в России. Первый поток стартовал в октябре 2010-го.

Евгений Бойченко – руководитель «МВА – Маркетинг», МИРБИС, расскажет о первой в России программе, которая существует с 1995 года.

Даю дорогу молодым, и первые вопросы – Игорю Березину.

MD: Приветствую, Игорь! Как возникла идея создания MBA с амбициозным названием» Управление рынком»? Возникает ощущение, что целевая аудитория как минимум министры или директора по маркетингу ТОР-компаний, которых и так жаждут рекрутеры и службы персонала.

Игорь: Идея программы возникла летом 2009 года, в самый пик кризиса, когда горячие головы ставили под вопрос само дальнейшее существование маркетинга в нашей стране. Но мы и тогда и сейчас были уверены, что при любой экономической системе, кроме жесткого тотального планирования, о возвращении к которому даже и речи не идет, рынок будет, и потребность в маркетинге не исчезнет. Ведь согласно одному из многих определений маркетинг как раз отвечает за взаимодействие компании и рынка. И компании-лидеры, необязательно самые крупные фирмы, будут стремиться управлять и направлять развитие своих рынков.

MD: Сколько будущих мастеров удалось набрать на первый поток? Назовете самых перспективных учеников?

Игорь: Первая группа небольшая – 10 человек. Очень интересные ребята (и девчата?) , с хорошим опытом работы. Из разных сфер: «большой металлургии», финансового сектора, потребительского рынка. Выделять кого-то неправильно – у нас не Школа олимпийского резерва. Надеюсь, что все участники программы успешно ее пройдут и получат импульс для своего дальнейшего профессионального и карьерного роста.

MD: Позиционирование программы? Основные приоритеты?

Что дает в итоге?

Игорь: Полноценная МВА-программа с очной, дневной, модульной формой обучения. Более 30 различных учебных курсов. Основной упор на экономические и финансовые дисциплины и, конечно, – управление маркетингом. В итоге – диплом МВА и высокий образовательный статус, а в процессе – знания, умения, навыки, установки, информация, обучение, работа над учебными задачами и над собой?.

MD: Вы – президент Гильдии Маркетологов, управляющий партнер консалтинговой компании, советник президента Romir, автор книг. Теперь соруководитель MBA?.. Не много ли обязанностей, сфер ответственности? Можно ли качественно делать столько дел одновременно?

Игорь: Нормально?. Все удачно дополняет друг друга. Мои партнеры по консалтинговому бизнесу – все члены Совета Гильдии и тоже ведут занятия на нашей МВА-программе, преподают в других вузах. Книги по экономике и маркетингу я пишу в основном для студентов бизнес-школ – ныне обучающихся, выпускников и будущих. В ROMIR также с пониманием относятся к моим академическим и общественным обязанностям. Конечно, иногда случаются и «авралы», но они не носят критического характера. Стараюсь выполнять свои задачи не „одновременно“, а последовательно?.

MD: С чем связан столь одиозный подбор преподавателей? Все представляют Гильдию Маркетологов!

Игорь: »Одиозный» – неуместная характеристика. Это ведь не секта. Как я уже говорил, программа совместная – Плехановского университета и Гильдии Маркетологов. Программа МВА – это ведь не просто набор из 30 отдельных курсов. Один преподаватель пришел, свой блок отчитал, и – «до свидания», потом – другой так же. Противоречия, повторы, нестыковки – никого не волнуют. А мы за 5-7 лет профессионального общения смогли по-хорошему „притереться“ друг к другу, научились понимать и уважать позицию коллеги. Ряд курсов, связанных с финансами и управлением, у нас будут вести и не члены Гильдии. Но так получилось, что многие ведущие тренеры, консультанты и преподаватели маркетинговых дисциплин являются членами Гильдии Маркетологов?.

MD: Цена обучения?

Игорь: 420 тысяч за весь двухгодовой курс. В дальнейшем – для следующих групп, возможно, цена будет скорректирована в сторону повышения.

MD: Почему именно РЭА им. Плеханова?

Игорь: С Плехановским университетом у Гильдии давние дружеские связи. Там работают более десяти членов Гильдии, от первого проректора и декана факультета маркетинга до руководителя управления МВА-программ и заведующего первой в России кафедрой маркетинга – почетного члена Гильдии Бориса Соловьева. Гильдия много лет поддерживает всероссийский конкурс дипломных работ по маркетингу, который организует факультет маркетинга РЭУ и его декан Валерий Никишкин. Но даже в условиях наибольшего благоприятствования оказалось непросто согласовать все бюрократические вопросы, связанные с открытием МВА-программы. Но, к счастью, все удалось решить.

MD: В завершение. Вы можете открыто рекомендовать/не рекомендовать «Управление рынком»? Кто получит максимальную отдачу от вашей программы?

Игорь: Конечно, я буду рекомендовать свою программу, а как же иначе?. Обязательно приходите учиться к нам?. Летом будет следующий набор группы, которая начнет обучение осенью 2011 года, а завершит обучение в предолимпийском 2013 году. Максимальную отдачу получат все участники, которые этого захотят и приложат усилия. МВА – это обучение взрослых людей. Наша задача, и мы будем прилагать максимальные усилия, чтобы создать условия для обучения будущих капитанов и генералов российского бизнеса и маркетинга.

MD: Спасибо!

MD: Евгений, приветствую! Вы великолепно модерируете маркетинговые форумы и отлично выступаете. Доставляет удовольствие наблюдать за тем, как вы это делаете. У кого учились ораторскому мастерству?

Евгений: Спасибо. Вы мне льстите. Впрочем, отвечу. Важно знать суть обсуждаемого предмета и чувствовать атмосферу в аудитории. Учусь этому постоянно, но многое мне дал отец (прим. MD. – известный врач, профессор, проректор одной из медакадемий).

MD: Чем еще занимаетесь сейчас, кроме программы MBA?

Евгений: Я занимаюсь стратегическим позиционированием и корпоративными коммуникациями для крупного бизнеса. Сейчас готовлюсь к очередному форуму в Давосе, там будет мое выступление. Стараюсь не пропускать тренировки по йоге, дома хочу бывать больше: у меня два сына, им нужно больше времени уделять.

MD: Первенство – классика позиционирования. Название программы – емкое и точное одновременно. Но остаются вопросы: программа существует с 1995 года, и, возможно, за 15 лет накопленный опыт, отработанные схемы обучения превратились в стереотипы и мешают оставаться первыми?

Евгений: Это было бы возможно, если бы не наши клиенты, наши слушатели и Вы, например. Все придирчивы, все въедливы, все требовательны…

MD: Преподавательский состав?

Евгений: Наличие звездных имен среди преподавателей – это фактор, который до сегодняшнего дня является наиболее значимым среди параметров выбора школы. И здесь мы, несомненно, лидеры. Важно помнить о том, что учебная аудитория – это не место, где звезда должна упиваться самолюбованием. Преподавательский труд тяжелый, разумеется, при этом замечательный и благодарный.

Знаете, после кризиса на рынке услуг стало сложнее зарабатывать деньги. Представители компаний, консультанты по бизнесу видят в студентах и слушателях своих потенциальных клиентов, пытаются продавать свои услуги. Иногда весьма навязчиво, иногда более умело. Мы внимательно следим за этим. Разве студенты пришли, чтобы им продали услуги какой-либо компании или консультанта? Тогда не они должны платить деньги за обучение, а рекламодатель. Видим наверняка, как это происходит на рынке образовательных услуг и стараемся избежать этого у себя. Это предполагает особую технологию отбора преподавателя и его профессиональную, преподавательскую подготовку. Создав свою школу педагогики, мы поняли, что не ошиблись. Мало быть профессионалом в предметной области. Важно уметь донести свои знания, понимать, что происходит во время лекций и семинаров, уметь применять преподавательское мастерство.

MD: Ваши преимущества?

Евгений: У нас очень сильные люди в аудитории. Я говорю не только о преподавателях и тренерах, я говорю о самих слушателях. За годы мы создали атмосферу партнерства и коллегиального решения сложных учебных и практических задач. Будем это приумножать и впредь.

MD: Цена?

Евгений: От 410 тыс. до 480 тыс. рублей, в зависимости от формата обучения.

MD: Сколько всего выпускников программы и Ваши лучшие ученики?

Евгений: Кого назвать в рамках короткого интервью? Если дадите возможность в дальнейшем – имя, кем теперь работает, что сделал важного в жизни… две-три строчки на каждого. Думаю, года за два всех перечислим и никого не обидим, несправедливо умолчав.

MD: Спасибо за идею и предложение. Обсудим в редакции обязательно. А были отчисления за неуспеваемость?

Евгений: Разумеется. Уже давно мы полностью отказались от «всеобщей защиты диплома на 5». Итоговая диссертация – глубокий и серьезный труд, который комиссия оценивает весьма критически.

МD: Какие изменения планируете? Что противопоставите молодым коллегам-конкурентам?

Евгений: Бизнес-образование – динамичная штука. Такая же, как и сам бизнес. Все, что происходит на рынках в мире, становится частью изменений в учебных программах лучших школ. В отношении достойных конкурентов, не думаю, что мы должны что-либо противопоставлять. Скорее можно желать коллегам целостности программ, связанности и логической преемственности курсов, глубокого понимания, что время экономического ликбеза прошло, и осознания, что обучение должно вести к достижению осознанно поставленных целей, имеющих для человека практическую значимость.

MD: Основные приоритеты? Что даете в итоге?

Евгений: Наш приоритет – лидерство. Наша модель обучения предполагает отработку этого в учебном процессе. Важно видеть, куда вести свою компанию, уметь открывать новые рынки, рынки завтрашнего дня. Это наша тема.

Мы видим себя самой востребованной программой по подготовке управленцев со специализацией МАРКЕТИНГ на предстоящие 30 лет и убеждены, что важно не только знать профессию, но и вдохновлять, вести за собой большие коллективы. С этим и будем работать.

МD: Спасибо!

Рынок образования взрослеет. Часть программ МВА в кризис закрылась, не выдержав конкуренции, и, наоборот, появляются новые игроки… Ответы руководителей программ МВА помогут принять эффективное маркетинговое решение для развития собственного бренда специалиста и руководителя. Первая программа или первые выпуски? «Опыт – сын ошибок трудных» или рождение программы на ваших глазах, с вашим участием? Classic или New?

Евгений Димитко, редактор рубрики MD» Marketer’s University»

Березин Игорь